Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика





Глава третья. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА V - первой половины VII в. И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЗАРСКОГО ГОСУДАРСТВА

4. Кто же такие хазары?

Выше уже отмечалось, что с IV в. вместе с племенами Гуннского союза в Восточную Европу хлынул из Сибири и более отдаленных районов (Алтая, Монголии) поток финно-угорских и прототюркских племен. Они застали в степных районах Восточной Европы преимущественно иранское (сарматское) население, с которым и вступили в этнические контакты. На всем протяжении IV-IX вв. в этой части Европы шло смешение, взаимовлияние трех этносов: иранского, угорского и тюркского. В конечном счете возобладал последний, но это случилось довольно поздно. Упомянутые выше процессы и легли в основу формирования хазар. Попытаемся представить себе, как это конкретно происходило.

Кочевники Гуннского объединения в первую очередь занимали земли, удобные для скотоводства. Однако своих предшественников - алан, роксолан и т. д. - они не могли, да и не хотели полностью согнать с этих земель и какое-то время кочевали вместе с ними или рядом. В Восточном Предкавказье были как раз такие земли, удобные для скотоводства, и сюда кочевники Гуннского объединения устремились уже сразу после разгрома своих главных врагов - алан. Аланы понесли в этой борьбе большой урон, но сохранились на Северном Кавказе, правда в основном в его центральной части [128], а их ближайшие родственники массагеты-маскуты - в приморской полосе современного Дагестана и соседних районах нынешнего Азербайджана. Именно здесь, очевидно, происходил интенсивный синтез местных иранцев (а возможно, и кавказцев) с пришельцами, которые в этом районе довольно долго именовались гуннами, возможно и потому, что среди них гуннский элемент был очень влиятелен [129]. Следствием этого явился культурно-религиозный синтез, о котором свидетельствует Мовсес Каланкатваци: гунны почитали старых иранских богов (Куара, Аспандиата). некоторым из которых присваивали и принесенные из Центральной Азии имена (Тангри). Такое явление мы встречаем в истории часто. Например, древние армяне почитали и собственно армянских, и иранских богов, да к тому же и тем и другим нередко давали греческие имена по аналогии с эллинскими богами [130], почитание которых в Армении утвердили переселенные в армянские города еще во II-I вв. до н. э. греки, жители малоазиатских полисов [131].

Однако не гунны сыграли главную роль в этногенезе хазар. Таковая принадлежит прежде всего племени савиров. Выше приведено известие ал-Мас'уди о том, что тюрки называли хазар сабирами. На этом этносе надо остановиться подробнее.

Впервые сабиры-савиры появляются в источниках для Восточной Европы в связи с событиями 516/517 гг., когда они, пройдя Каспийские ворота, вторглись в Армению и далее в Малую Азию [132].

Современные исследователи в общем единодушно считают савиров выходцами из Западной Сибири [133]. Можно с большим основанием считать, что савирами назывались финно-угорские племена юга Сибири и, возможно, само название Сибирь восходит именно к ним. То, что первоначально савиры - угры, видно из данных Константина Багрянородного. Создается впечатление, что угры савиры были значительным племенным объединением юга Западной Сибири. Однако продвижение с востока тюркских орд теснило их и заставляло отдельные группы покидать исконную территорию [134]. Так савиры вместе с гуннами или позже, под нажимом каких-то врагов [135], перешли в Восточную Европу.

Здесь савиры оказались на Северном Кавказе, где вступили в контакты с разноэтническим местным населением, входя в различные племенные объединения и порой их возглавляя. О последнем можно говорить для Северного Кавказа приблизительно со второго десятилетия до 70-х годов VI в., когда о савирах особенно часто упоминают в этом районе византийские авторы, прежде всего Прокопий Кесарийский [136], а также Агафий [137]. Как правило, савиры находились в союзе с Византией и воевали против Ирана, а это свидетельство того, что обитали они вблизи знаменитых укреплений Чоклы-Чоры (Дербента) [138], которые как раз в первой половине VI в. были заново укреплены [139] и приняли форму, в общем сохранившуюся до наших дней.

А затем савиры как-то сразу исчезают почти из всех современных источников о Северном Кавказе, хотя память о них сохранилась в хазарских преданиях, изложенных царем Иосифом. Однако в "Армянской географии" савиры присутствуют среди племен Азиатской Сарматии [140] к востоку от хонов (гуннов), чунгаров и менд (?) до р. Талд, которая отделяет азиатских сармат от страны скифов, которых называют апахтарк. Известие это содержится в разделе "Ашхарацуйца", который производит впечатление сложной комбинации разновременных источников. Здесь много неясного, в том числе этнонимы "чунгары" и "менд", а также р. Талд (возможно, Тобол?). Но слово "апахтарк" объяснимо из среднеперсидского языка как "северные" [141], а потому эта часть текста, возможно, восходит к несохранившимся вариантам сасанидских географий, которыми автор "Ашхарацуйца", несомненно, пользовался. И тогда данное известие относимо к VI в. Правда, продолжение этого текста опять выглядит странным, ибо там сказано, что эти апахтарк (мн. число) - туркестанцы, у них царь ("таговар") хакан, а хатун - жена хакана. Эта часть явно искусственно "пристегнута" к предыдущей и появиться могла в связи с Тюркским каганатом, обитатели которого были "северными" жителями по отношению к Ирану.

Можно полагать, что Савирский союз распался в результатенеудачной борьбы с Тюркским каганатом. Менандр, во всяком случае, говорит о переселении части савир в Закавказье в 60-70-е годы. Это, очевидно, те самые "сабартой аспалой", об уходе которых в Персию пишет Константин Багрянородный, хотя он связывает это переселение с событиями IX в. (войной "турок" и печенегов); думается, это ошибка. Кроме упомянутого известия Менандра, в нашем распоряжении есть другие данные по этому вопросу, относящиеся к IX - первой половине Х в. и подтверждающие ошибку Константина Багрянородного. Писавший в начале Х в. Ибн ал-Факих упоминает ас-савардийа в IX в. [142] А ал-Мас'уди по р. Куре ниже Тифлиса помещает сийавурдийа, указывая, что они - ветвь армян [143]. Армянский историк первой половины Х в. Иованнес Драсханакертци также помещает севордик (мн. число, ед. число - севорди) в гаваре Утик [144], т. е. недалеко от г. Ганджа [145]. Если севардийцы [146] в первой половине Х в. были арменизированы [147], то это не могло произойти при жизни двух-трех поколений, так что переселение их в Закавказье имело место задолго до IX в., скорее всего в VI-VII вв.

Крушение Савирского союза было, по-видимому, заметным событием в истории Восточной Европы той поры, и лишь ограниченность наших источников не позволяет определить его масштабы.

Помимо савиров в Закавказье, в последующее время они же под названием савар [148] появляются в Среднем Поволжье, где возникла Волжская Булгария. Когда это произошло, трудно сказать. В источниках IX-Х вв. эти савар-сувар - тюрки, родственные булгарам. Но когда они были тюркизированы, как и прочее местное дотюркское (угро-финское) [149] население, мы не знаем.

Какая-то часть савиров осталась в Восточном Предкавказье, когда сюда хлынул поток тюркских племен. Среди них могло быть и тюркское племя ко-са, известное из китайских источников [150]. Исследователи с ним связывают этноним "хазары" [151], хотя можно предположить и другие варианты [152], менее вероятные. Можно полагать, что в списке народов Северного Кавказа у Псевдозахария [153] фигурирует именно это тюркское племя, которое затем в течение второй половины VI в. и позже ассимилировало остатки савир в Предкавказье, а также некоторые другие местные племена, в результате чего и сложился хазарский этнос.

Среди этих ассимилированных племен была, несомненно, и часть (северная) маскутов, а также некоторые другие племена, в частности басилы (барсилии), баланджар и др. Баланджар упоминаются в Приморском Дагестане в арабских источниках [154], а для начала Х в.- и в Среднем Поволжье (в форме баранджар) [155]. С этим этнонимом связан г. Баланджар (см. ниже), который, очевидно, идентичен Варачану. Что касается басилов, то на них стоит остановиться особо, хотя не исключено, что басилы и баланджар - одно и то же.

Басилы несколько раз упоминаются Мовсесом Хоренаци в разделах его истории, связанных с полулегендарным изложением деятельности древнеармянских царей (Валаршака, Хосрова и Трдата III) [156], причем один раз они выступают вместе с хазарами [157], что для II-III вв., конечно, нереально. Эти сведения не поддаются точному комментированию, разве только свидетельствуя о том, что в Армении V-VI вв. знали племя басилов. В "Ашхарацуйце" сильный народ басилов ("амранай баслац азгн") помещен на р. Атиль [158], очевидно, в ее низовьях. Но вспомним, что Михаил Сириец называет Барсилию страной алан. Из этого можно предположить, что первоначально барсилии (басилы) - аланское (иранское) племя, которое затем было тюркизировано, в Восточном Предкавказье слилось с хазарами, а в Западном - с булгарами. Последнее подтверждается сведениями Ибн Русте и Гардизи о булгарском племени (в тексте Ибн Русте "синф" - "вид, разряд", у Гардизи "горух" - "группа") барсула (дарсула Гардизи) [159]. Всего у этих авторов три группы (вида) булгар: барсула, эсгал (аскал) и блкар, т. е. собственно булгары. Если сопоставить это с делением волжских булгар у Ибн Фадлана, то обнаружим любопытную вещь. Ибн Фадлан, кроме собственно булгар, называет племя аскал [160], но не упоминает барсилиев. Зато у него есть род ал-баранджар [161], и это, возможно, подтверждает идентичность тюркизированных басилов (барсилов) и баланджар.

Как можно видеть из материала предыдущих параграфов, источники дают довольно противоречивые сведения об этнической принадлежности хазар. В одних случаях их считают тюрками, в других это отрицается. В чем здесь дело? Причины две. Во-первых, само применение этнонима "тюрки" было вплоть до XI в. не всегда определенным. Разумеется, в Средней Азии, да и в Халифате IX-Х вв. хорошо знали тюрок, из которых формировалась гвардия халифов. Но одно дело знать этих "своих" тюрок, а другое - разобраться в пестрой мешанине этносов, гулявших в буквальном смысле этого слова по обширным степным пространствам Евразии. Среди этих орд тюрки в IX-Х вв. безусловно преобладали, поглощая не только остатки иранцев, но и угров. Последние частью входили в политические объединения, в которых главную роль играли тюрки, и когда те же угры от них откалывались, название тюрок могло какое-то время за ними оставаться, как было с венграми в первой половине Х в. [162] В целом же писатели того времени ясно видели текучесть степного населения и его преемственность. Например, Менандр Протектор писал, что турки прежде назывались саками [163]. В этом его утверждении, как и в упорном наименовании армянскими источниками северокавказских кочевников гуннами или арабскими источниками хазар в VIII в. тюрками [164], надо видеть не только дань исторической традиции, но и осознание того факта, что жившие прежде на Северном Кавказе гунны или тюрки не исчезли, а слились с теми же хазарами и потому могли с ними отождествляться. В период, когда тюрки стали господствующим этническим элементом в степях от Алтая до Дона (IX-Х вв.), мусульманские авторы часто включали в их число и финно-угров и даже иногда славян [165].

Но если некоторые арабские писатели IX-Х вв. отделяли хазар от тюрок, то здесь больше действовала другая причина. Хазарский язык, как доказано лингвистами, тюркский, но он вместе с булгарским относился к обособленной группе тюркских языков [166], довольно сильно отличаясь от других тюркских, наиболее распространенных в IX-Х вв. (огузского, кимакского, кыпчакского и др.), хорошо известных в мусульманском мире [167]. Этим, очевидно, и объясняется тот на первый взгляд странный факт, что мусульманские авторы дают противоречивые данные о языке хазар. С появлением первых попыток обобщения тюркской лексики, образцом чего явился знаменитый "Словарь тюркского языка" Махмуда Кашгарского (XI в.), такие сведения уже не фигурируют. Но, во времена Махмуда хазарский язык уже исчезал, и его лексику ученый не фиксировал. Но язык булгар [168] Махмуд в своем лексиконе использует, а это твердое доказательство принадлежности к тюркской семье и хазарского языка, ближайшего родственника языка булгар. Отличия между ними, конечно, существовали, но при нынешнем нашем уровне знания они неуловимы.

 

Примечания

[128] Ковалевская В. Б. Кавказ и аланы. М., 1984; Кузнецов В. А. Очерки истории алан. Орджоникидзе, 1984.

[129] Golden P. Op. cit. Vol. 1. P. 53. П. Голден вслед за К. Цегледи выделяет три этнических компонента в составе хазар: "настоящие хазары" - савиры, кавказские гунны и западные кёк-тюрки.

[130] Мовсес Хоренаци. История Армении. 1, 31; II, 12, 49 и др.

[131] Там же.

[132] Чичуров И. С. Указ. соч. С. 49, 76 (данные Феофана); Иоанн Малала. Хронография. Бонн, 1831. С. 472.

[133] Артамонов М. И. Указ. соч. С. 69; Golden P. Op. cit. Vol. 1. Р. 34-36.

[134] Термин этот всегда сложен, и его лучше всего применять к древнейшей известной территории того или иного этноса.

[135] Типовыми могли быть и авары, и тюрки, и другие угры.

[136] Прокопий Кесарийский. I, XV; II, XXIX; VIII, III.

[137] Агафий. III, 17.

[138] Кудрявцев А. А. Великий город на Каспии. Махачкала, 1982.

[139] Там же.

[140] Сукри А. Указ. соч. С. 27. Сложнее вопрос с упоминанием сувар и их малика (царя) у Ибн Хордадбеха (Китаб ал-масалнк ва-л-мамалик. Лейден, 1889, С, 124). Царь сувар упомянут вместе с царями лакзов (лезгин), алан, филан, маскат (т. е. маскуты) и "сахиб ас-сарир". Возможно, здесь данные сасанидского времени, которых много у этого автора, потомка зороастрийцев. Вообще давно пора провести сплошное изучение терминологии (географической и этнической) арабских авторов о Восточной Европе.

[141] Ачарян Р. Этимологический коренной словарь армянского языка. Ереван, 1971. Т. 1 - С. 225. На арм. яз.; Mac Kenzie D. N. A Concise Pahlari Dictionary. Oxford, 1971. P. 2.

[142] Ибн ил-Факих. Китаб ал-булдан. Лейден, 1885. С. 293.

[143] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 214.

[144] Иованнес Драсханакергци. История Армении. Ереван, 1986. С. 162.

[145] До недавнего времени Кировабад.

[146] О связи названий "севорди", "савардийа", "сабарой" см.: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 214. В то же время арабские авторы явно путали этих сийавурдийа с армянами области Сюник.

[147] Мннорский полагает, что к Х в. сийавурдийа были арменизированы.

[148] Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. М.; Л., 1939. С. 76 (в рукописи форма "саван", но исследователи полагают, что должно быть "савар"). Позже там возник г. Сувар. О Суваре на Волге см.: Golden P. Op. cit. Vol. I. P. 34-36

[149] Но возможно, савиры-сувары здесь обитали и прежде. Известно, что в соседней Башкирии язык, близкий венгерскому, существовал еще в XIII в., что засвидетельствовали венгерские миссионеры, там побывавшие. В X-XIV вв. в арабских источниках известны две страны Башкурт - одна на Южном Урале, другая - Венгрия. Венгерские ученые (Немет и др.) нашли параллели в списках мадьярских и башкирских племен (Golden P. Op. cit. VoL I. P. 70-76). Благодаря трудам венгерских ученых ареал обитания угро-финнов в Восточной Европе I тыс. н. э. весьма расширился.

[150] Brerschneider E. Mediaeval Researcher from Eastern Asiatic Sources. L., 1910. Voi. 2, P. 10.

[151] Golden P. Op cit. Vol. 1. P. 58. Они относились, очевидно, к так называемым голубым (кёк) тюркам, пришедшим сначала на Нижнюю Волгу, а затем в Предкавказье (Ibid. P. 50-53).

[152] Возможность иранской этимологии, от "хазар" ("тысяча"). Ее можно предложить, исходя из отмеченного ал-Мас'уди наименования хазар "хазаран" ("тысячи", мн. число). Возникнуть же это название могло в ираноязычной среде Восточной Европы ("хазар" ("тысяча") - общеиранское слово, вошедшее в армянский и венгерский языки).

[153] Иностранные источники об Армении и армянах. Т. 8, вып. 1. С. 314. В этом списке значатся: авгары, сабиры, булгары, куртаргуры, авары, хасары, дирмуры, сирургуры, баграсики, хуласы, абделы, евталиты. Список, как видим, сложный, и в него вошли племена из других регионов (среднеазиатского) - эфталиты. Впрочем, абдел - другая форма того же названия "эфталиты". Неудивительно, что затем упомянуты амазонки, люди с песьими головами и таинственный народ ерос, в котором многие наивно усматривают первое упоминание о русах.

[154] Была р. Баланджар (Ибн. ал-Факих. Указ. соч. С. 293), возможно, Уллучай. О племени баланджар упоминает ат-Табари (Указ. соч. Сер. 1. С. 895).

[155] Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. С. 74.

[156] Мовсес Хоренаци. История Армении. II, 58, 65, 85. Хоренаци ссылается на сирийского писателя Бардасана (154-222 г.); и следовательно, это догуннский период, а басилы, скорее всего, иранцы.

[157] Там же. II, 65.

[158] Сикри А. Указ. соч. С. 26.

[159] Ибн Русте. Указ. соч. С. 141; Бартодьд В. В. Соч. МL 1973. Т. 8. С. 37 (перс. текст Гардизи).

[160] Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. С. 76.

[161] Там же. С. 74.

[162] Conslantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 170 и далее. Ср. в Кембриджском документе (Коковцов П. К. Указ. соч. С. 36, 120; Golb Л/., Pritsak O. Khazarian Hebrew Documents of the Tenth Century. Itaka; L., 1982. P. 118-119) название страны хазар - Аркнус, что некоторые исследователи (Коковцов П. К. Указ. соч, С. 121) считают искажением Аланус. Н. Голб (Op. cit. Р. 128) полагает, что Аркнус-Скифия.

[163] Цит. по: Moraucic G. Bizantino-Turcica. В., 1958. Bd. 2. С. 264.

[164] Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 2. С. 1200, 1217, 1453 и др.

[165] Sharaf al-Zaman Tahir Marvazi on China, the Turks and India. L., 1940. P. 92 (комментарий В. Ф. Минорского),

[166] Zajackowski A. Ze studiow nad zagadnieniem chazarskun. Krakow, 1947; Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 142; Зарубежная тюркология. М., 1986. Вып. 1. С. 11-28; Golden P. Op. cit. Vol. I. P, 21-22, 50-58.

[167] Носители этих языков уже в конце IX в. (печенеги) хлынули в степи Восточной Европы, а в XI в. стали там доминировать (кыпчаки). Позже (в XIII - XV вв.) кыпчакский язык проник в Волжскую Булгарию, вытеснив из ее юго-восточной части булгарский язык, а результате чего возникла народность поволжских татар.

[168] В Волжской Булгарии, по-видимому, существовало два основных наречия: булгарское и суварское. От названия "сувар" ("савир"), как полагают ряд ученых (А. П. Ковалевский и др.), произошел этноним "чуваш"