Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика





Глава четвертая. ХАЗАРСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

1. Территория и население (продолжение)

Перейдем к Алании - крупнейшему северокавказсному политическому образованию раннего средневековья. Как сказано выше, именно аланы были той силой, с помощью которой хазары вышли победителями в сложной борьбе за гегемонию на Северном Кавказе. Аланское объединение и после этого сохранилось как самостоятельная политическая единица со своим правителем (шахом [74], маликом [75]), хотя его реальная роль была сложной и не всегда одинаковой.

Кроме того, следует считаться и со следующим обстоятельством. Судя по всему, аланы в домонгольсхое время заселяли (вместе с другими этносами) значительные пространства Центрального Предкавказья. Но точные пределы их расселения мы установить не можем. Письменные источники, описывая "страну алан", рисуют лишь приблизительные ее контуры. Исследования археологов (особенно В. А. Кузнецова) на территории Северной Осетии дали богатый материал по аланам. Есть все основания считать, что аланы в I тыс. н. э. были основным населением и в равнинной части современной Чечено-Ингушетии. Там найдены большие городища, в которых, однако, усматривают и хазарские города. Более того, аланы жили и в Подонье, где ясское население известно и позже и где они обитали вместе с оседавшими на землю булгарами. Киевский князь Святослав именно там воевал с яссами в 965 г. Однако не вся территория, где обитали аланы подчинялась "царю алан". Подонье входило непосредственно в состав Хазарского каганата.

Достоверно известно, что пределы Аланского царства [76] на юго-востоке были сопредельны или близки владениям 'сахиб ас-сарир" [77], т. е. начинались где-то в районе современней Чечено-Ингушетии. Столица алан Магас [78] (название, скорее всего, объясняется из иранских языков как "великая" [79]) была расположена в центре страны, точное местонахождение ее неизвестно [80]. Она была разрушена в период нашествия монголов [81].

Алания в IX-Х вв. была густонаселенной страной, "состоявшей из непрерывного ряда поселений" [82].

Нас прежде всего интересует вопрос - являлось ли царство алан частью Хазарского каганата? Источники на него дают отрицательный ответ, поскольку аланы всегда выглядят как самостоятельный субъект политики, то выступая в союзе с хазарами (чаще), то склоняясь на сторону Византии или Халифата. Последнее наблюдалось крайне редко, хотя такие случаи были, например, в 103г. х. (721/722 гг.) [83].

Таким образом, с 20-х годов VIII в. хазаро-аланский союз стал давать трещину. Принятие же хазарской знатью иудаизма в конце VIII - начале IX в. усилило стремление Алании к самостоятельной политике. Условия того времени толкали аланских правителей на сближение с Византией, что выразилось в принятии царем Алании христианства. Когда это произошло, точно неизвестно. Ал-Мас'уди пишет неопределенно: "При появлении ислама и при Аббасндах" [84], т. е. точной даты он не знал, но, скорее всего, это произошло при первых Аббасидах, т. е. христианином царь алан стал во второй половине VIII в. или даже в IX в. В. А. Кузнецов, специально исследовавший этот вопрос, отмечает раннее проникновение христианства к аланам (V-VII вв.), но его вывод о первом десятилетии Х в. как начале христианизации алан выглядит спорным [85]. Эта дата может считаться временем учреждения аланской митрополии [86], но принять христианство царь Алании мог и раньше, иначе бы это было бы на памяти ал-Мас'уди (ум. в 956 г,). Мне представляется более реальной широкая датировка принятия аланами христианства - IX в., время, когда и хазары были в хороших отношениях с империей. В Х в. эти отношения опять испортились; война царя алан с хазарским царем Аароном, инспирированная Византией, окончилась поражением алан [87]. Но последствия этого события в Кембриджском документе явно преувеличены. Правда, вероятно, в связи с этим поражением царь алан после 320 г. х. (932 г.) отрекся от христианства [88], возможно под давлением хазар, но в 333 г. х. (944/945 гг.) аланы вместе с частью жителей Дагестана ("лазги" источников) участвовали как союзники русов в походе в Закавказье [89], а это говорит скорее об их самостоятельности.

Целесообразно коснуться еще одного вопроса. Через Дарьяльское уцелье (Дар-е алан, т. е. Аланские ворота) издревле проходил второй после дербентского (через Чора) путь, связывавший Северный Кавказ с Закавказьем. Контроль за этим горным проходом всегда был очень важен прежде всего для Грузии, хотя враги с севера появлялись порой и другими путями [90]. В период усиления Грузии Дарьял контролировали грузинские цари. В VI в. за контроль здесь боролись Иран и Византия. Особенно преуспели персы, почему и в мусульманское время бытовала легенда о постройке "кала'т ал-алан" легендарным персидским царем Испандийаром, сыном Биштасфа [91]. Арабы закрепились здесь в конце VII в., поставив гарнизон, снабжавшийся из "тифлисского пограничья" ("сагр") [92], и очень дорожили своим присутствием в этом пункте.

Между Тбилиси и Аланскими воротами обитало племя санарийцев, или цанар, неоднократно упоминавшееся арабскими и кавказскими источниками [93]. Об этнической принадлежности цанар и их территории идут споры. Некоторые ученые считают их кавказскими племенами, возможно близкими чеченцам и ингушам [94]. Ряд грузинских исследователей склонны связывать цанар со сванами [95]. Недавно Г. В. Цулая, оспаривая мнение о близости цанар вайнахам, определил их как этническую группу горной части Восточной Грузии [96]. Г. Г. Мкртумян страну цанар отождествляет с Кахети [97], хотя самих цанар он склонен связывать с вайнахами [98]. Вопрос остается спорным, но, хотя цанары и были в IX-Х вв. связаны тесно с Кахети, отождествлять их территорию с этой восточногрузинской областью, по крайней мере для IX в., оснований нет. Позже они постепенно слились с грузинами.

Цанары были достаточно самостоятельными и, подчинившись формально Халифату, неоднократно восставали. Самое крупное восстание имело место в 851-853 гг., когда цанары, ожидая нашествия войска арабского полководца Буги [99], обратились за помощью к Византии, хазарам и "сахиб ас-сакалиба" ("владыке славян") [100].

Значительную часть территории современного Краснодарского края заселяли адыгейские племена, или, как их называли соседи (аланы, персы, арабы, восточные славяне), кашаки (касоги). В византийских источниках их именовали зихи (очевидно, западные адыги) и касаки (вероятно, восточные) [101]. Известно о них немного, хотя характеристика, данная им ал-Мас'уди [102],- свидетельство многочисленности адыгов. Тот же ал-Мас'уди особо отмечает разрозненность кашаков, которые подвергались нападениям алан и сохраняли независимость благодаря приморским крепостям [103]. О набегах алан на эти территории сообщает и Константин Багрянородный. Возможно, часть адыгов в VIII-IX вв. подчинялась хазарам [104].

Информация мусульманских писателей о Западном Кавказе вообще скудна. Даже наиболее сведущий из них, ал-Мас'уди, после описания кашаков и народа "семи земель" [105], в котором, скорее всего, надо видеть печенегов южнорусских степей (это, конечно, гипотеза, но она вытекает из контекста источника), излагает сказки о таинственной рыбе, от которой люди отрезают мясо с одного бока, который затем мясом зарастает, об обезьянах, удивительно смышленых, но не имеющих языка, и т. д. [106]

В степных районах Западного Предкавказья (к северу от Кубани) продолжали обитать оставшиеся здесь булгары, очевидно, жившие и далее, вдоль побережья Азовского моря. Ал-Мас'уди их не упоминает, хотя, возможно, именно эти булгары скрываются под искаженным названием одного из четырех турецких племен нукрда [107] (три другие - йаджни, баджгурд и баджанак [108], которые в 932 г. под главенством царя печенегов напали на византийский город Влндр [109]. Эти булгары упомянуты в "Худуд ал-алам" [110], у Константина Багрянородного [111], в русских источниках [112]. Вопрос о них изучен плохо.

Если после раскола Булгарской орды хазары преследовали Аспаруха до Дуная и восточные булгары подпали под хазарскую зависимость, то в первой половине Х в. эти булгары (по крайней мере их западная часть, в Северном Приазовье и у Днепра) были самостоятельны.

Очень любопытно указание Константина Багрянородного на девять климатов Хазарии, прилегающих к Алании, из которых в Хазарию в первой половине Х в. (а возможно, и раньше) приходили "все средства жизни и богатства" [113]. Р. Дженкинс и Д. Моравчик отказались комментировать это место, заявив, что местоположение климатов неизвестно [114]. Попытаюсь хотя бы приблизительно определить район этих климатов.

П. К. Коковцов вслед за А. А. Куником и др. помещал их в Восточном Крыму [115], делал попытку сопоставить эти климаты с данными письма Иосифа. Но в краткой редакции письма Иосифа речь идет о народах; сначала сказано, что они бесчисленны, затем названы девять народов, прилегающих к реке [116], без точного указания с какой стороны, но с пояснением, что живут эти девять народов в селениях ("кфарим"), городах ("ирим") и укрепленных городах ("ирей мивцар"), или городах-крепостях [117]. Текст же пространной редакции ответа Иосифа гласит, что у р. Атиль живут многочисленные народы, обитающие в селах ("кфарим"), городах ("ирим"), одни в неукрепленных ("празот"), другие в укрепленных ("мивцарим") поселениях [118]. А затем перечислены народы: буртасы, булгары, свар (савиры), арису [119], црамис [120], вннтит [121], суур [122] и цлавиун [123], т. е. как раз народы, жившие на запад от Волги.

Таким образом, основа для сравнения климатов Константина и народов Иосифа есть. Можно предположить, что климат в данном случае соответствует административно-территориальной единице Хазарской державы. Во главе таких единиц в Хазарии стояли наместники (тудуны), конкретно известные нам для Крыма и Волжской Булгарии.

Сопоставление списка народов Иосифа с материалом Константина Багрянородного приводит к следующим выводам. Речь идет о восточноевропейских владениях Хазарии, куда не входила коренная территория последней (Приморский Дагестан и соседние территории до устья Волги). Именно эти климаты или народы и являлись главным источником дани для хазар, собственная территория которых, исключая части Приморского Дагестана, была бедна природными ресурсами. К подвластным землям (климатам) относились земли буртасов (мордвы) [124], Волжской Булгарии (с Суваром), марийцев, части славян и некоторые другие территории, очевидно в Подонье. Район Подонья был особенно важен для хазар, их крепости располагались и по Дону, и по Северскому Донцу. Известнейшая из них, Саркел (Белая Вежа), была построена византийцами по просьбе хазар в 30-х годах IX в., но археологам известны и другие хазарские укрепления здесь [125]. Они давали хазарам возможность контролировать торговые пути не только по Волге, но и с Волги (через Переволоку) на Дон, Азовское море, Крым и т. д., учитывая, что международная торговля была одним из главных источников существования Хазарии и ее господствующего класса.

Хазарская застава существовала и на кавказском берегу Керченского пролива. Контроль над этим проливом всегда был крайне важен для хазар. Уже арабские писатели IX - начала Х в. неоднократно упоминают эту крепость. В частности, Ибн ал-Факих в описании маршрута славянских купцов указывает Самкуш еврейский ("ал-йахуд") [126], который отождествляется с Смкрц письма Иосифа [127] и Смкрии Кембриджского документа [128]. Исследователи справедливо видят в этой крепости Таматарху византийских источников [129] (позднейшую русскую Тмутаракань) [130]. Правда, авторами, поддерживающими пресловутую легенду о Черноморской Руси [131], высказывается точка зрения о русской Тмутаракани уже в IХ в. К сожалению, она повторяется иногда и в серьезных трудах [132]. Между тем хазарские документы, а также арабские источники опровергают ее. Правда, текст Константина Багрянородного прямо не подтверждает принадлежность Таматархи в 40-х годах Х в. Хазарии, но там нет и намека на присутствие в этом городе русов. ПВЛ впервые говорит о русской Тмутаракани в 80-х годах Х в. (988 г.), когда Владимир посадил туда своего сына Мстислава. Логично сделать вывод, что Тмутаракань была занята Святославом во время войны с хазарами 965 г., когда он воевал с касогами [133], а именно они и обитали в этом районе. Учитывая текст трактата "Об управлении государством", можно предположить, что в 40-х годах Х в. власть хазар на Тамани не ощущалась, хотя, как видим, хазарский царь и десять лет спустя считал этот район принадлежащим Хазарии.

Особо стоит вопрос о хазарской власти в Крыму. В VIII-IX вв. присутствие хазар здесь было столь значительно [134], что Черное море называлось Хазарским [135], хотя у хазар флота не было и по Черному морю они не плавали в отличие от русов Х-XI вв., по имени которых Черное море тогда стало именоваться Русским [136].

В Х в. и, вероятно, несколько раньше (в конце IX в.?) положение изменилось. В краткой редакции письма Иосифа просто упомянуты 13 народов на берегу Константинопольского (Черного) моря без их названий и локализации. Иное дело - пространная редакция этого документа, где конкретно перечислены 13 названий местностей и городов: Шркил [137], Смкрц [138], КрЦ [139] Суграй [140], Алус [141], Лмбт [142], Бртнит [143], Алубиха [144], Кут [145] Манкт [146], Бурк [147], Алма [148], Грузин [149]. Все они, кроме Саркела и Самкерца, расположены в Крыму. Но список крымских названий охватывает почти весь полуостров. Еще в VI в. византийцы владели там только Херсонесом, остальная территория была у гуннов [150]. Ситуация же, изложенная у Иосифа, скорее всего, сложилась в последней трети VII в. Существовала ли она в его время? По-видимому, в полной мере нет, хотя четкого ответа на этот вопрос мы пока дать не можем [151].

 

Примечания

[74] Персидский титул. См.: И6н Хордадбех. Указ. соч. С. 17; Моджмал ат-таварих - Тегеран, 1939. С, 422 и др.

[75] Собственно аланский титул был, очевидно, багатар. В арабских источниках он есть в форме "бгайр" у Ибн Русте (Указ. соч. С. 148). Багатар-иранское слово, перешедшее в славянские (богатырь) и тюркские (бахадур) языки. Багатар - эристав овсов упомянут в грузинской хронике. См.: Картлис цховрэба, Тбилиси, 1955. Т. 1. С. 261.

[76] См.: карты в книге В. А. Кузнецова "Очерки истории алан" (Орджоникидзе, 1984. С. 96, 142).

[77] Данные Иби Русте и ал-Мас'уди (Минорский В. Ф. Указ. соч. С- 204, 221).

[78] Упомянут у ал-Мас'уди (Там же. С. 204). Город называется и в источниках XIII в. Варианты его названия есть в китайских источниках. См.: Bretschneider E. A mediaeval researcher from eastern asiatic sources- L., 1888. Vol. 1. P. 316-317.

[79] Кузнецов В. А. Указ. соч. С. 161.

[80] В. Ф. Минорский (Указ. соч. С. 145) помещает ее по соседству с Орджоникидзе; В. А. Кузнецов (Указ. соч. С. 161) полагает, что Матас был расноложен в ущелье Большого Зеленчука.

[81] Кузнецов В. А. Указ. соч. С. 257-259.

[82] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 205 (данные ал-Мас'удн).

[83] Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 2. С. 1437.

[84] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 204.

[85] Кузнецов В. А. Указ. соч. С. 197-202. Прокопий Кесарийский (И, XXIX, 15) называет алан и абасгов христианами.,

[86] Кузнецов В. А. Указ. соч. С. 204.

[87] Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в Х в. Л., 1932. С. 117.

[88] Минорский В. Ф. Указ. соч. С, 204 (данные ал-Мас'-уди).

[89] Bar Hebraci. Chronicum Syriacum. P., 1890. P. 180. Вспомним и указание Константина Багрянородного на то, что аланы могут нападать на девять климатов Хазарии, прилегающих к Алании. См.: Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio. Wash., 1967. Vol. 1. P. 64-65. Указание царя Иосифа на то, что все аланы до пределов афкана (абхазов) платят ему дань (Коковцов П. К Указ. соч. С. 101-102), вряд ли соответствует истине, тем более что это сообщение присутствует только в пространной редакции письма хазарского царя.

[90] См.: Летопись Картли. Тбилиси, 1982. С. 47.

[91] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 204-205.

[92] Там же.

[93] И6н ал-Факих. Указ. соч. С. 294; Товма Арцруни. Указ. соч. С. 274; Иованнес Драсхинакертци, История Армении. Ереван, 1986. С. 207; и др.

[94] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 211; Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В. Пути развития феодализма. M., 1972. С. 40.

[95] С. Н. Какабадзе, M. Д. Лордкипанидзе и др.

[96] Джуашер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгосали. Тбилиси. 1986. С. 47.

[97] Мкртумян Г. Р. Грузинские феодальное княжество Кахети в VIII-XI вв. и его взаимоотношения с Арменией. Ереван, 1983. С. 14 и др.

[98] Там же. С. 39,

[99] Ал-Йакцби. Тарих. Лейден, 1883. Т. 2. С. 598,

[100] Новосельцев А. П. и др. Указ. соч. С. 371-372.

[101] Понятие Касахия есть у Константина Багрянородного (Ор. cit. Vol. 1. Р. 186-187). У него Касахия упомянута после страны Папагия, из чего можно заключить, что название "кашаки" ("касоги") относилось не ко всем адыгам, а только к северо-восточной их группе.

[102] Минорский В. Ф. Указ, соч. С. 206-207.

[103] Там же. С. 206.

[104] Об этом есть данные в письме Иосифа (Коковцов П. К. Указ. соч. С. 101). но сведениям этого царя не всегда можно верить. Гораздо существеннее указание грузинских летописей (Летопись Картли. С. 48) об освобождении абхазов от власти Византии во второй половине VIII в. с помощью хазар, которые не могли быть связаны с Абхазией иначе, чем через земли адыгов. Это дает известные основания полагать, что власть (влияние?) хазар над адыгами в VIII в. была велика.

[105] Ал-Мас'уди. Мурудж аз-захаб. Париж, 1863. Т. 2. С. 47.

[106] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 208-209.

[107] Во всяком случае, объяснение этнонима как "сродники" (Там же. С. 209) для Х в. невероятно.

[108] Название первого из них труднообъяснимо, второе - вероятно, мадьяры.

[109] Ал-Мас'уди. Мурудж аз-захаб. Т. 2. С. 59-60, Одно из самых сложных известий о Восточной Европе этого автора. Объяснения (Marquart J. Osteuropaische und ostaasiatische Streifzuge. Leipzig. 1903. S. 60-74; Dunlop D. The History of the Jewish Khazars. Princeton, 1954. P. 212) малоубедительны. Вопрос не может быть прояснен из-за отсутствия параллельных источников.

[110] Худуд ал-алам. Л., 1930. Л. 8а.

[111] Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. Р. 64-65.

[112] ПСРЛ. M., 1962. Т. 1. С. 51, 84.

[113] Consianiine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 64-65 (отдельно идет речь о византийских климатах в Крыму).

[114] Ibid. L., 1962. Vol. 2. P. 62. В. Г. Васильевский определял климат как город н район, область (Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1909. Т. .2. С. 171-197), но сами климаты искал на Дунае (Там же. С. 201).

[115] Коковцов П. К. Указ. соч. С. 107.

[116] Название реки здесь отсутствует, но в пространной редакции письма Иосифа названа р. Атиль.

[117] Коковцов П. К. Указ. соч. С. 24 (др.-евр. текст).

[118] Там же. С. 31 (др.-евр. текст).

[119] Этноним неясен. Есть попытки возвести его к названию части мордвы (эрзя), таинственному третьему "виду" русов (Арса) и т. д. См.: Там же. С. 99.

[120] Т. е. марийцы.

[121] Этноним сопоставляют с названием города ("мадинат") Вантит у Ибн Русте (Указ. соч. С. 143). У Гардизи и автора "Худуд ал-алам" также идет речь о городе ("шахр") Вабнит или Вантит славян (Бартольд В. В. Указ. соч. Т. 8. С, 38 (перс. текст); Худуд ал-алам. Л. 376). Некоторые видят в вннтит славянское племя вятичей (Коковцов П. К. Указ, соч. С, 99; Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 147; Lewicki Т. Znajomosc krajow i ludow Europy u pisarzy arabskich IX i X w.//Slavia Antique. Warszawa; Poznan. 1961. Т. 8. S. 161 и др.). Другие исследователи (А, Я. Гаркави, Й. Маркварт, А. П. Новосельцев) высказались за отождествление этого города с Киевом (Новосельцев А. П. и др. Указ, соч. С. 394). Разумеется, это тоже гипотеза, но она сопоставима с ПВЛ, которая отмечает власть хазар над Киевом.

[122] Очевидно, вариант савир-сувар.

[123] Это, несомненно, та часть славян, которая и согласно ПВЛ платила, дань хазарам.

[124] Об этом см.: Новосельцев А. П. Древнейшие государства на территории СССР: Некоторые итоги и задачи изучения // История СССР. 1985. ¦ 6. С. 97.

[125] Хотя политически в этом районе в VIII--IX вв. господствовали хазары,, для IX в, надо учитывать мадьяр и печенегов.

[126] Ибн ал-Факих. Указ. соч. С. 270. Другие варианты изданий и рукописей см.: Новосельцев А. П. и др. Указ. соч. С. 385.

[127] Коковцов П. К. Указ. соч. С. 102.

[128] Там же. С. 118.

[129] Такова первоначальная форма названия. См.: Васильевский В. Г. Указ. соч. Т. 2. С. 374-380.

[130] Коковцов П. К. Указ. соч. С. 106-107; Golb N., Pritsak O. Khazarian Hebrew Documents of the Tenth Century, Ithaca; L., 1982.

[131] Ее абсурдность доказана еще учеными прошлого века, тем не менее ее сторонники появлялись в 20-30-х годах, не исчезли они и ныне.

[132] См., напр.: Якобсон. А. Л. Крым в средние века. М., 1973. С. 57.

[133] ПСРЛ. Т. 1. С. 65.

[134] Именно Крым стал одним из трех районов сосредоточения хазарского этноса который там фиксируется и после крушения Хазарии. См. данные Петахьи Регенсбургского в кн.: Три еврейских путешественника XI и XII ст. СПб. 1881. С. 4-5.

[135] Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 104, 105 (на с. 103 это название относится даже к Азовскому морю). В Х в. Хазарским стало называться Каспийское море, но у ал-Мас'удн Хазарским названы и Черное, и Каспийское моря (Ал-Мас'уди. Китаб ат-танбих. Лейден, 1894. С. 60, 140). Ал-Мукаддаси (Китаб ал-такасим. Лейден, 1877. С. 16, 19) также называет оба моря Хазарским, оговаривая, что Черное море так названо у ал-Джайхани.

[136] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 196; ГТСРЛ. Т. 1. С. 7.

[137] Саркел.

[138] Самкерц.

[139] Керчь.

[140] Судак (Согдайа).

[141] Алушта.

[142] Лампас-Ломбадис (селения Малый и Большой Ламбат).

[143] Очевидно, Партенит.

[144] Алупка (?).

[145] Готия или Киты.

[146] Мангуп.

[147] Возможно, Палакион (Балаклава).

[148] Алма (около Бахчисарая).

[149] Гурзуф. См.: Коковцов П. К.- Указ. соч. С. 105-110.

[150] Прокопий Кесарийский. I, XII, 96, 97.

[151] О ситуации в Крыму в VI-XI вв. см.: Васильевский В. Г. Указ. соч. Т. 2. С. 351-427.