Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика





Глава четвертая. ХАЗАРСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

3. Города Хазарии (окончание)

4. Атиль [391] - последняя столица хазар в устье Волги, названа по имени этой реки. Полагаю, что город иногда назывался и иначе, очевидно по наименованию какой-либо из трех частей, на которые он делился. Впрочем, Атиль мог иметь и собственное второе название.

Слово "атиль", очевидно, финно-угорское и значит "река". Мы находим его у Константина Багрянородного в названии Ателькюзу (Междуречье) [392]. В современном венгерском этого слова нет, но р. Белая в Башкирии до сих пор называется Ак Адиль (Белая река), а предки башкир еще в XIII в. говорили на угорском языке, понятном венграм [393]. Связь названия Атиль с именем гуннского владыки Аттилы ныне отрицается, так как имя Аттила не гуннское (и не тюркское), а производится из готского языка [394].

Атиль, как сказано, состоял из трех или, точнее, из двух частей [395], расположенных по обеим берегам реки. Третья часть - остров, на котором находилась "дар ал-мулк" (резиденция) царя. Именно так надо понимать соответствующее место у ал-Мас'уди, хотя в этой же замке-крепости пребывал и хакан, отстраненный от власти. Это подтверждается данными письма Иосифа, согласно которому именно царь со своими приближенными и двором обитал в третьем городе. Думается, что этот третий город, а точнее, его укрепленная часть, что-то вроде восточного касра или арка, и был первоосновой последней хазарской столицы, вокруг которой затем выросли своеобразные "посады", составившие две другие части Атиля X в. Подчеркиваю - Х в., ибо описания Атиля как большого трехсоставного города относятся к этому столетию. Возможно, что только тогда и появилось название Атиль для всей столицы, тогда как раньше этот центр Хазарии именовался иначе, очевидно по его основе, острову-крепости, где находилось "правительство" Хазарии. В источниках IX в. Атиля нет [396].

Самые ранние сведения мы находим в группе источников, восходящих к сочинению Ибн Хордадбеха. Напомню, что труд его был написан где-то в 60-80-х годах Х в. и в полном виде не сохранился. В дошедшей же до нас краткой редакции несколько раз упомянут хазарский город Хамлидж. Во-первых, он отмечен как конечный пункт неторгового пути из Джурджана морем и сказано, что при хорошем ветре туда можно доехать за восемь дней [397]. Во-вторых, Ибн Хордадбех пишет, что Хамлидж расположен на берегу реки, текущей из страны славян и впадающей в Джурджанское [398] (Каспийское) море [399] (уже это опровергает отождествление Хамлиджа с Самандаром). Затем Хамлидж указан первым среди хазарских городов (кроме него, упомянуты Баланджар и ал-Баида) [400]. И наконец, Хамлидж (в форме Хамлых) фигурирует в знаменитом описании маршрута русских купцов как столица хазар [401].

Как видим, эти материалы свидетельствуют в пользу того, что столица хазар в IX в. находилась в устье Волги (Атиля) и называлась Хамлидж (возможно, Хамлых) [402]. В варианте маршрута славянских купцов Ибн ал-факиха, восходящем к Ибн Хордадбеху, хазарская столица не названа [403].

У Ибн Русте, как уже сказано, упомянуты два хазарских города. Первый, скорее всего, Самандар (старая столица Хазарии). Второй же в единственной рукописи труда Ибн Русте назван в двух (очень искаженных) формах: Хбнл и Х...л [404]. У Гардизи находим Хил [405], у Марвази - Х...лх [406]. В списке хазарских городов "Худуд ал-алам" есть два варианта названий этого города, который неизвестный компилятор принял за разные города: Хмдж и Хтлг [407].

Из поздних географов целесообразно обратиться к Йакуту. У него Хамлих упомянут в трех статьях в цитатах из известного стихотворения ал-Бухтури: в статье о Баланджаре, в статье об ал-Байде и ииеется особая статья о Хамлыхе, где сказано, что это город в стране хазар, а затем опять цитируется бейт ал-Бухтури без каких-либо дополнительных сведений [408].

Как видим, эти сведения дают материал для размышлений только о форме названия данного города. Наиболее часто встречающаяся - Хамлидж или Хамлых, но, например, вариант Ибн Русте вызвал у исследователей ассоциацию с Ханбалыком [409], монгольским словом, которым в XIII-XIV вв. называли Пекин [410]. Мне представляется это маловероятным. Во-первых, хазарский и монгольский языки слишком различны. Во-вторых, форма названия хазарского города у Ибн Русте может быть сведена к Ханбалык с большими натяжками. Очевидно, правильная форма - или Хамлых, или Хамлидж. Мне кажется достоверной первая, находимая у ал-Бухтури, знавшего своего героя, хазарина по национальности. Хамлых же может быть искаженной (немного) формой древнееврейского "ha-малех" ("царь"). Так могли назвать свою резиденцию в IX в. хазарские цари, принявшие иудаизм.

С ростом города это название употреблялось все реже, и в Х в., во всяком случае иностранцы, его не использовали. Они обычно называли хазарскую столицу Атиль [411]. Как ее именовали сами хазары - точно неизвестно [412].

У Ибн Хаукаля, основная канва рассказа которого о хазарах повторяет текст ал-Истахри, есть ряд важных добавлений, почерпнутых географом во время его путешествия в Прикаспий в конце 60-х годов Х в. И именно там, где Ибн Хаукаль рассказывает о разгроме Хазарин русами, упоминается Хазаран. Это, собственно говоря, персидское множественное число от "хазар". Ибн Хаукаль в первом случае пишет, что русы в 357 г. х. пошли на Хазаран, Самандар и Атиль [413]. Во втором случае говорится о том, что в этом году русы разрушили Булгар и Хазаран [414]. Наконец, в третьем отрывке говорится о возвращении хазарских беглецов в Атиль и Хазаран [415] после ухода русов.

И только в одном месте при описании хазарской столицы Ибн Хаукаль, несколько изменяя текст ал-Истахри [416], у которого западная часть ее называется Атиль, а восточная не названа, поясняет, что западная часть называется Хазаран, а восточная - Атиль. Перед этим Атилем именуется вся столица ("касаба") хазар [417]. Любопытно, что дальше употреблен термин "ал-балад", означающий и "страна", и "город", но чаще имеющий первое значение.

Следовательно, только последнее известие Ибн Хаукаля позволяет считать, что одна из частей Атиля называлась Хазаран. Но какая? Здесь данные ал-Истахри и Ибн Хаукаля не совпадают. Думается, что точнее Ибн Хаукаль и Хазараном иногда называли именно западную часть Атиля, где жил царь и, очевидно, хазарская знать (на карте Хазарского моря у Ибн Хаукаля Хазаран расположен на западном берегу реки, см. рис. (по рукописи XI в. труда Ибн Хаукаля).

К сожалению, археологи до сих пор Атиль не нашли. Л. Н. Гумилев, особенно много занимавшийся поисками хазарской столицы, полагал, что место Атиля он нашел, но остатки города не обнаружил, так как они, очевидно, смыты рекой [418].

Население Атиля состояло из представителей разных этносов и вероисповеданий. Источники пишут о большом числе мусульман, называя даже их численность (более 10 тыс. человек [419]). По-видимому, мусульмане составляли большинство обитателей Атиля. Арабские источники и ставят их на первое место [420]. Правда, у царя Иосифа на первом месте фигурируют иудеи [421], но это явное стремление показать значимость иудейской религии в Хазарин своему корреспонденту из Испании. Из материалов ал-Мас'уди видно, что иудеями были подлинные евреи, в основном эмигранты из Византии, а также царь, его окружение и хазары царского рода ("джинс") [422]. Об этническом составе мусульманского населения Атиля судить трудно, так как, кроме выходцев из окрестностей Хорезма [423], другие этносы не называются. Но тот же ал-Мас'уди пишет, что в Атиле много мусульманских купцов и ремесленников, которые приехали в страну хазарского царя ввиду справедливости и безопасности, господствующих там [424], а это свидетельство того, что мусульманское население хазарской столицы комплектовалось из числа выходцев из разных стран ислама. В Атиле была соборная мечеть с минаретом, "который возвышался над царским замком" (а ведь царь исповедовал иудаизм!), и другие мечети со школами [425].

Из язычников источники упоминают в Атиле славян и русов, но есть основание полагать, что язычниками оставалась и часть собственно хазар, не говоря уже о поволжских народах - буртасах, булгарах [426] и т. д.

Сложнее вопрос о христианах в хазарской столице. Но известия о христианизации хазар в VII и IX вв., распространенность христианства среди алан и части жителей Дагестана [427] позволяют предположить, что христиане Атиля относились к этим этническим группам.

Атиль был взят и разрушен русами в 968/969 гг. [428] и, по-видимому, восстановлен, не был. В устье Волги в XI - начале XIII в. существовал город Саксин [429], но был ли он расположен на месте Атиля - неизвестно.

5. Саркел-Шаркил (Белая Вежа) - хазарская крепость на Дону, вблизи Переволоки, ныне на дне Цимлянского моря. Название состоит из двух частей: "шар" - "белый" и "кел" ("кил") - иранское "дом", "крепость" [430]. Известно древнерусское название крепости - Белая Вежа, где второе слово - вошедшее в славянские языки иранское "вежа", означавшее "поселение, укрепление, башня" [431].

Район Саркела имел важное значение, так как здесь проходил торговый путь с Дона на Волгу. Поэтому еще до сооружения этой крепости на правом берегу Дона существовало укрепление, выполнявшее контрольные функции на данном пути [432]. Оно возникло в VIII в. и разрушено в IX в., именно его сменил Саркел. Последний был сооружен с помощью византийцев, которые по просьбе хазар послали инженера Петрову для строительства этой крепости [433].

Чем была вызвана ее постройка? М. И. Артамонов справедливо поставил под сомнение утверждение о том, что постройка Саркела была связана с установлением хазарского контроля над Переволокой. Эти функции, очевидно, выполняла старая Правобережная крепость, представлявшая собой мощное укрепление, стены которого достигали 4 м в толщину [434]. Район этот входил в зону салтово-маяцкой культуры [435]. Во второй половине VII в. он был подчинен хазарам, которые, очевидно, и соорудили Правобережную крепость для контроля над торговым путем с Дона на Волгу. М. И. Артамонов заключил, что эту крепость разрушили сами хазары в период, как он писал, "гражданской войны" в их государстве [436]. Термин этот для той эпохи и конкретных исторических условий неприменим, хотя какие-то смуты в Хазарии в первой трети IX в. действительно имели место [437].

В 30-х годах IX в. в область Леведию между Доном и Днепром перекочевали мадьяры. Но мадьяры являлись союзниками хазар, по крайней мере в борьбе с печенегами, наседавшими с востока, а это обстоятельство говорит против предположения о разрушении Правобережной крепости мадьярами. Они заняли Леведию как союзники хазар, и здесь возникает вопрос: для чего последним понадобилось поселить мадьяр к западу от Дона, да еще и построить новую крепость Саркел? Эти вопросы будут рассмотрены в последней главе, выводы которой в целом совпадают с заключением М. И. Артамонова: Саркел был построен против врагов с запада [438], а таковыми для Хазарии в 30-е годы IX в. стали русы.

Саркел был, по сути дела, крепостью, а не городом, хотя там обитали ремесленники и купцы. С. А. Плетнева даже заключает, что Саркел превратился в "цветущий город" [439]. Раскопки обнаружили там кирпичную крепость длиной в 186 м и шириной в 126 м с мощными стенами в 3,75 м толщиной, башнями и двумя воротами [440]. Согласно Константину Багрянородному, крепость ("кастрос") Саркел охранялась 300 хазарскими воинами, состав которых ежегодно обновлялся [441]. Раскопки показали, что в Саркеле были две группы населения: одна - из местных жителей, другая - какие-то кочевники, которые, очевидно, и соответствовали упомянутому у византийского императора гарнизону [442].

В 965 г. князь Святослав выступил против хазар и "град их Белую Вежю взя" [443]. Можно полагать, что затем Белая Вежа какое-то время находилась под контролем Руси и через нее осуществлялись, по крайней мере до середины XI в., связи с Тмутараканью.

6. Самкерц (Самкуш) - Тмутаракань. Самкерц встречается в пространной редакции письма царя Иосифа [444], тогда как в Кембриджском документе содержится форма Смкрии [445] или Смкрйю [446]. Несомненно, этому соответствует "Самкуш ал-йахуд" ("Самкуш еврейский") у Ибн ал-факиха [447].

Древнерусское название Тмутаракань происходит из греческой формы [448]. Большинство исследователей считают, что Самкерц (Самкуш) и Матарха (Тмутаракань) - один и тот же город на Таманском полуострове [449]. Предположение о тождестве Самкерца и Керчи (др.-рус. Корчев) опровергается упоминанием КрЦ [450] в письме Иосифа наряду с Самкерцем. Но КрЦ есть только в пространной редакции этого документа. Возможно, что Самкерцем у хазар назывались населенные пункты по обе стороны Керченского пролива. Но все это гипотезы, и лучше согласиться с господствующей точкой зрения о тождестве Самкерца и Матархи.

Район Керченского пролива в IX в., несомненно, находился под контролем хазар, о чем свидетельствуют данные Ибн Хордадбеха и Ибн ал-Факиха [451]. Но вот для времени царя Иосифа это более чем сомнительно. Во всяком случае, Константин Багрянородный как-то обходит вопрос, кому принадлежала Таматарха. Последняя у него выглядит не только как город, но и как область, простирающаяся на 18-20 миль до р. Укрух [452], в которой обычно видят Кубань [453]. Мне кажется, можно предположить, что эта область и ее центр в 40-50-х годах Х в. были или независимы, или находились под контролем двух государств - Византии и Хазарии. Но считать Тмутаракань русской до походов Святослава [454] никаких оснований нет. По археологическим данным, Таматарха VII-Х вв. была населенным торговым городом [455].

7. Прочие города. Источники упоминают и другие города Хазарии, но сведения о них весьма скудны и, как правило, единичны.

У Левонда упоминается город ("калак") Таргу, которого достиг арабский полководец Маслама ибн Абд ал-малик [456]. Очевидно, это позднейший Тарки около Махачкалы. Здесь археологи нашли остатки поселения хазарского времени [457] (некоторые ученые отождествляют Таргу с Самандаром [458]). Однако В. Г. Котович, а за ним 3. М. Буниятов ищут Таргу южнее, в среднем течении р. Гамриозень [459]. 3. М. Буниятов считает, что название Таргу упомянуто в искаженной форме Бар'уфа у ал-Куфи [460]. У этого же автора находим города (крепости?) Баб Вак [461], Иаргу [462], Вабандар, о котором уже писалось. Однако мы не всегда уверены, что речь идет о городе (а не об укреплении), и, как правило, не знаем, где эти населенные пункты искать.

Подведем некоторые общие итоги обзора городов Хазарии. Возникновение и развитие большинства из них, и прежде всего последней столицы - Атиля, связано с транзитной торговлей. Атиль возник в устье Волги, где оседлых поселений не было, но куда сходились торговые маршруты с верховьев Волги, Дона, Каспия, Средней Азии. Не случайно после гибели Атиля здесь появляется новый город Саксин, а позже, в XV-XVI вв., Астрахань. Такова же роль Таматархи, в известной мере Баланджара и Самандара, хотя последние, по-видимому, выросли и в связи с развитием местной экономики.

Другая причина возникновения городов Хазарии связана с их ролью как государственно-административных центров страны или отдельных ее частей. Поэтому крушение Хазарского государства привело к упадку или исчезновению таких городов. Этому способствовал и пестрый этнический и религиозный состав их населения, которое, как в Атиле, формировалось из различных пришлых общин и этнических элементов, слабо связанных с данной территорией.

 

Примечания

[391] Там же. Т. 2. С. 385; Йакут ар-Руми. Указ. соч. Ч. 1. С. 87. Этой форме соответствует название Волги в армянских (Сукри А. Указ. соч. С. 26) источниках. В еврейско-хазарских источниках [Коковцов П. К. Указ. соч. С, 31, 36 (др.-евр. текст)) название реки пишется с первой буквой "алеф", и Коковцов (Там же. С. 121-122) читает его как Итиль. Но поскольку огласовка в начале слова отсутствует, его вполне закономерно прочесть и как Атиль. Н. Голб (Op. cit. Р. 118-119) транскрибирует это название как 'tyl, но, судя по указателю (Р.159), принимает оба варианта (Атиль и Итиль). П. Голден (Op. cit. Vol. 1. Р. 64, 224-229 и др.) пишет Атиль и Итиль. Д. Людвиг (Op, cit. S. 251, 254 и др.) принимает форму Атиль.

[392] Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 172-173.

[393] Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XII-XIII вв. о. татарах в Восточной Европе//Ист. арх. М,; Л., 1940. Т. 3.

[394] Зарубежная тюркология. М., 1986. С. 97-98.

[395] О трех частях пишут ал-Мас'уди (Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 192-194) и царь Иосиф (Коковцов П. К. Указ, соч. С. 84-85, 102-103). Последний пишет о трех городах ("мдина"). У ал-Истахри и Ибн Хаукаля речь идет о двух частях хазарской столицы (Ал-Истахри. Указ. соч. С. 220; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 389).

[396] У Ибн Хордадбеха и др.

[397] Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 124.

[398] Джурджанское (Гурганское) море-одно из древнейших наименований Каспийского моря, известное уже в античности.

[399] Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 124.

[400] Там же.

[401] Там же. С. 154.

[402] Новосельцев А. П. и др. Указ. соч. С. 384.

[403] Там же. С. 385.

[404] Ибн Русте. Указ. соч. С. 139.

[405] Бартольд В. В. Указ. соч. Т. 8. С. 36.

[406] Sharaf al-Zaman Marvazi... P. 21.

[407] Худуд ал-алам. Л. 38б.

[408] Йакут ар-Руми. Указ. соч. Ч. 2. С. 389.

[409] Ludwig D. Op. cit. S. 251.

[410] Бартольд В. В. Указ. соч. Т. 8. С. 113.

[411] Ал-Истахри. Указ. соч, С. 210; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 389; Ал-Мукаддаси. Указ, соч. С. 355; Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 192.

[412] В Кембриджском документе (Коковцов П. К.. Указ. соч. С. 36, 120; Golb N., Pritsak O. Op. cit. P. 118-119) столица ("ир hа-мамлахаh) названа Казар. Н. Голб (Op. cil. Р. 127, 145-148) сравнивал это с персидским "хазаран", что вероятно.

[413] Ибн Хаукаль. Указ. соч. т. 1. С. 15. Хазаран здесь, возможно, собирательное для хазар - Хазария.

[414] Там же. Т. 2. С. 392.

[415] Там же. С. 397. 

[416] Ал-Истарки. Указ. соч. С. 220.

[417] Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 389.

[418] Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии. М., 1966. С. 27.

[419] Ал-Истахри. Указ. соч. С. 220.

[420] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 193-195.

[421] Коковцов П. К. Указ. соч. С. 84-85, 102.

[422] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 193.

[423] Там же. С. 193-194.

[424] Там же. С. 195.

[425] Там же.

[426] В 921/922 гг. царь и знать Волжской Булгарии приняли ислам, но основная масса населения еще долго придерживалась старых языческих культов.

[427] Прежде всего подданные "сахиб ас-сарир", среди которых были христиане. (Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 219); христианство проникало в Дагестан из Грузии и Кавказской Албании.

[428] Ибн Хаукаль. Указ, соч. Т, 1. С. 15; Т. 2. С. 392.

[429] О нем см.; Путешествие АбуХамида ал-Гарнати... С. 27-30. 65-66. Упоминается Саксин и у других арабских авторов. См, напр.: Закария ал-Казвини. Асар ал-биляд. Геттинген, 1848. С. 402-403. На араб. яз.

[430] Golden P.Op. cit. Vol. 1. P. 241. См. также: Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 182-183. По-хазарски название звучало как Шаркил (Коковцов И. К. Указ. соч. 31). В греческом языке, где звука "ш" нет, он был транскрибирован через "с". Ср. чувашское "шуркил"-"белое здание" (Зарубежная тюркология. С. 18).

[431] Новосельцев А. П. Термин "вежа" в древнерусских источниках // Древнейшие государства на территории СССР, 198. М., 1989.

[432] Артамонов М. И. Указ, соч. С. 318; Плетнева С. А. Указ. соч. С. 44.

[433] Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 182-185.

[434] Плетнева С. А. Указ. соч, С. 44.

[435] Артамонова М. И. Указ. соч. С, 313-316. Ныне доказано, что салтово-маяцкая культура была этнически очень пестрой. В ее создании участвовали аланы, булгары, угры, хазары и др. См.: Плетнева С. Л. Указ. соч. С. 46.

[436] Артамонов М. И. Указ. соч. С. 323-330.

[437] Там же. С. 324-335.

[438] Там же. С. 300.

[439] Плетнева С. А. Указ. соч. С. 54.

[440] Артамонов М. И. Указ. соч. С. 300-301.

[441] Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 182-183.

[442] Артамонов М. И. Указ. соч. С. 307-309; Плетнева С. А. Указ. соч. С. 53. Плетнева считает их гузами или хазарами.

[443] С этой летописной статьей надо разобраться. В старых изданиях Лаврентьевской летописи (Лаврентьевская летопись. СПб., 1846. С. 27), в Ипатьевской летописи (ПСРЛ- Т, 2. С. 53) и Новгородской первой летописи (Новгородская первая летопись старшего и младшего извода. М.; Л., 1950. С. 117) градом названа Бела Вежа. Однако в некоторых изданиях ПВЛ (ПСРЛ. Т. 1. С. 65; Памятники литературы Древней Руси, XI - начало XII вв. М., 1978. С. 78) статья передана иначе: "град их и Белу Вежю взя"; в "Памятниках литературы Древней Руси" (С. 79) дается современный перевод: "и столицу их и Белую Вежу взял". Слово "град" в древнерусском языке означало первоначально всякое укрепленное (огороженное) поселение, а затем город вообще. Так что переводить в данном случае "град" как "столица" неточно. Неверно это и исторически, ибо хазарская столица Атиль была взята русами три-четыре года спустя.

[444] Коковцов П. К. Указ. соч. С. 31, 102.

[445] Там же. С. 35, 118.

[446] Там же. С. 36, 120.

[447] Новосельцев А. П. и др. Указ. соч. С. 385.

[448] Васильевский В. Г. Указ. соч. Т. 2. С. 379 - 380.

[449] Коковцов П. К. Указ. соч. С. 106-108.

[450] Там же. С. 31 (др.-евр. текст), 107.

[451] Новосельцев А. П. и др. Указ. соч. С. 384-385.

[452] Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 186-187.

[453] Ibid. Vol. 2. P. 156.

[454] Эта мысль фигурирует в трудах авторов, искавших в IX-Х вв. так называемую Черноморскую Русь. См. также: Очерки истории СССР,III-IX вв. М., 1958, С. 874-875 (текст Б. А. Рыбакова). М. С. Грушевский усматривал в середине Х в. "украинскую Тмураканскую волость" (Грушевский М. Iсторiя Украiни - Руси- Киiв, 1913. Т. 1. С. 195).

[455] Плетнева С. А. Указ. соч. С. 55.

[456] Левонд. Указ. соч. С. 41.

[457] Плетнева С. А. Указ. соч. С. 27.

[458] Manquart J. Op. cit. S. 2-3; Артамонов М. И. Указ. соч. С. 203. 206; и др.

[459] Котович В. Г. Указ. соч. С. 64; Ал-Куфи. Указ. соч. С. 79.

[460] Ал-Куфи. Указ. соч. С. 18, 19, 79.

[461] Там же. С. 42, 81.

[462] Там же. С. 10