Счетчики




Яндекс.Метрика



Северный Кавказ в VI—VII вв.

Письменные источники, относящиеся к VI—VII вв., позволяют представить этническую историю Северного Кавказа более полно, чем источники предшествующего столетия. Этот период сравнительно хорошо освещен византийской исторической литературой, которая открывается сочинениями Прокопия Кесарийского и включает труды его продолжателей и последователей Агафия Миринейского, Менандра Протектора, Фиофилакта Симокатты, посвященные описанию бурной внутренней и внешней политики Византийской империи в период ее наивысшего расцвета. Некоторые значительные свидетельства об интересующем нас регионе сохраняет также византийско-сирийская традиция, представленная хроникой Иоанна Малалы и хроникой, условно называемой «Хроникой Захарии Ритора» (Псевдо-Захарии Метиленского). Важные сведения о Северном Кавказе VI—VII вв., позволяющие получить «перекрестную» информацию, содержатся также в более поздних хрониках Феофана Исповедника и патриарха Никифора (конец VIII—начало IX в.), которые в ряде разделов, посвященных интересующему нас региону, восходят к одному более раннему источнику. Их дополняет арабская историческая литература, которая представляет этот период на основе недошедших ираноязычных сочинений эпохи Сасанидов и фольклорно-эпических произведений начального периода экспансии ислама. Это главным образом хроники IX—X вв., написанные ал-Баладзори, ат-Табари, ал-Якуби, а также основанная в значительной части на их материалах хроника-компиляция XIII в. Ибн ал-Асира.

В собственно кавказской литературе этот период представлен двумя выдающимися произведениями сложной компилятивной хроникой, которая приписывается албанскому писателю VII в. Мовсесу Каганкатваци, но несомненно состоит из нескольких самостоятельных произведений, объединенных автором X в. Мовсесом Дасхуранци, и «Географией» армянского ученого Анании Ширакаци (90-е годы VII в.). Их дополняют отрывочные данные об этнических группах Северного Кавказа, содержащиеся в трудах армянских историков VII—X вв. и в ряде более поздних компиляций. К. числу местных источников следует, на наш взгляд, отнести также так называемый «Именник болгарских ханов», представляющий славянский перевод греческой записи болгарской этногенетической легенды, сделанный в начале VIII в. на Дунае, и некоторые фрагменты переписки хазарского царя Иосифа с сановником кордовского халифа Абд ар-Рахмана III Хаздаей ибн Шафрутом, сохранившейся в виде двух писем и примыкающего к ней послания к Хаздае ибн Шафруту, которое было написано неизвестным членом константинопольской иудейской общины (60-е годы X в.), — («Кембриджский аноним»).

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница