Рекомендуем

Заказать бетон. Недорого: заказать бетон в клину.

Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика





Победил ли в полемике Константин Философ?

Выбор веры хазарским правителем относится к эпохе, завершающей арабо-хазарские войны (середина VIII в.) и связанной с миссионерской активностью мусульман. Раннеславянской агиографической традиции известна, однако, более поздняя хазарская миссия Константина (860—861), история которой подробно изложена в «Пространном житии Константина» (гл. 8—12; см.: Трендафилов, 1999); итоги этой миссии получают противоречивые оценки в историографии. Наиболее очевидным «итогом» представляется неудача миссии: согласно «Житию», при дворе хазарского правителя спорили иудеи и сарацины, склоняя кагана принять их веру, Константин был послан императором к кагану по просьбе хазар, чтобы рассудить, чья вера лучше. В прениях Философ победил иудеев, пребывавших в окружении кагана, но результат победы не был впечатляющим: в «Житии» приводится реляция кагана, якобы запретившего подданным следовать иудаизму и исламу, но Константину удалось обратить лишь две сотни язычников. В послании к императору каган рассказал о том, что Философ убедительно трактовал христианские догматы и хазарские власти не будут препятствовать христианизации, демонстрируя дружбу и готовность служить интересам империи (ЖК, глава 11).

Дискуссия в историографии связана с проблемой вероисповедания самих хазарских властей, в том числе кагана. Византийские источники не упоминают иудаизма у хазар, различая хазар и иудеев. Это дало основание для предположения, что иудаизм распространился в Хазарии после неудачной миссии Константина: это предположение высказывал еще Г. Вернадский (Вернадский, 1996. С. 298), недавно попытку датировать иудаизацию хазар 860-ми годами повторил К. Цукерман (Zuckerman, 1995). Сама постановка проблемы не вполне корректна, ибо греческие источники не сообщают об иудаизме у хазар и в Х веке: хазары оставались для них «народом», «этносом», отличным от иудеев, независимо от религии. Как показал Б.Е. Рашковский, и собственно еврейские средневековые тексты (включая еврейско-хазарскую переписку) не содержат терминологии, связанной с полным обращением хазар, — они остаются отдельным народом, но не иудеями, частью еврейского народа (Рашковский, 2012—2013).

«Житие», однако, цитирует начало речи кагана, принимающего Константина заздравной чашей: «Пью во имя единого Бога, создавшего всякую тварь». Автор статьи о хазарской миссии в Кирилло-Мефодиевской энциклопедии Иван Добрев (Добрев, 2003. С. 350) считает, что благословение отражает тюркско-хазарскую традицию. Но это благословение — браха — соответствует как раз традиции иудейской (ср.: Vereshchagin, 2001. P. 131; благословение сохранилось в раннем христианстве, ср.: Лк 1.68).