Рекомендуем

Отказ от договора кредитного страхования на http://www.aslife.ru.

Счетчики




Яндекс.Метрика



Как получить заявление на возврат страховки по кредиту? Датой заключения договора страхования является дата уплаты страховой премии, если иное не предусмотрено договором страхования. Срок обработки заявления на отказ от договора страхования, включая выплату — 7-10 рабочих дней (в зависимости от условий вашего договора страхования) с даты поступления его оригинала в страховую компанию. Для получения информации об отказе от договора страхования нажмите на кнопку.

Варваризация античных поселений Причерноморья

Одной из важных страниц этнической истории Причерноморья в сарматскую эпоху явилась гораздо более интенсивная, чем в скифское время, варваризация античных городов Черноморского побережья. Имеющиеся в нашем распоряжении данные говорят о значительной пестроте этнического состава их жителей. Судя по археологическим и некоторым другим данным, сарматы активно внедрились в среду его населения — прежде всего с территории Северного Кавказа, в частности Прикубанья, где в это время на основе слияния разноэтничных групп сформировалась синкретическая меото-сарматская культура. Непосредственно на Боспор сарматы проникали несколькими последовательными волнами [Десятчиков 1973]. Видимо, не позднее I в. н. э. даже правящая на Боспоре династия имела уже варварское (скорее всего сарматское) происхождение.

В начале н. э. в городах Боспорского царства — Пантикапее, Фанагории, Горгиппии — появляются и еврейские общины. Об этом свидетельствуют памятники эпиграфики, в том числе т. н. манумиссии — надписи на стелах, повествующие об отпущении рабов на волю «под опеку общины иудеев». Древнейшая из них (51 г. н. э.), происходящая из Фанагории, гласит, что «Кар[иец] Сандан и Кар[иец] Аг и Метроним отпущены при молельне» и объявляются «гарантированными от захвата, беспрепятственными [в проживании], при условии усердного посещения и почитания молельни, и стали свободными под опекой общины иудеев» [ср. Даньшин 1993 и обзор: Соломоник 1997]. Толкование этой надписи неоднозначно: названные вольноотпущенники были либо карийцами — представителями одного из этносов Малой Азии, либо (по другому предположению) рабами, носившими местные иранские (скифо-сарматские) имена Карсандан и Караг. Условия отпущения на волю соответствовали как иудейским обычаям, так и законам античного полиса, в котором правами мог обладать лишь член определенной общины. Здание иудейской молельни — синагоги III—IV вв. — было открыто, судя по еврейским (наряду с греческими) граффити на штукатурке стен, в Херсонесе [Оверман и др. 1997].

Сами евреи в античном мире были в значительной мере эллинизированы и перешли на греческий разговорный язык, о чем свидетельствуют надписи на надгробиях II—IV вв. н. э. из Пантикапея, сделанные по-гречески, в том числе одна греческо-еврейская билингва. Надгробия имеют характерные еврейские символы — семисвечники (меноры). Памятники с собственно еврейскими надписями IV—V вв. обнаружены в Фанагории; среди них особый интерес вызывает одна, содержащая имя умершего, которое, по интерпретации Д.А. Хвольсона, воспроизводит греческую форму иранского (сарматского) антропонима — Балакос: возможно, умерший был евреем, воспринявшим местное сарматское имя, но скорее речь может идти о прозелите — эллинизированном сармате, принявшем иудаизм. На еврейских надгробиях из Фанагории часто обнаруживают характерные тамги — так называемые сарматские знаки.

В полиэтничной среде городов Боспорского царства, прежде всего в Танаисе, в первые века н. э. под влиянием иудейского монотеизма распространился культ «Бога Высочайшего» и популярным стало имя Самбатион — "Чтущий субботу", в соответствии с Ветхим Заветом (Левинская 1992). Распространение этого культа предшествовало проникновению мировых религий в Восточную Европу и иудаизма в Хазарию (см. главу IX).

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница