Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика





Заключение

В заключении сформулируем основные выводы диссертационного исследования. В работе была предпринята попытка дать целостный анализ концепции истории и археологии Хазарского каганата М.И. Артамонова. За тридцать лет научной деятельности в данной области М.И. Артамонов прошел длительный путь от первых опытов анализа и обобщения материала, полученного исследователями предшествующего периода, до создания собственной оригинальной концепции. Именно М.И. Артамонова мы можем с полным правом назвать основателем нового научного направления в отечественной археологии — хазароведения.

Особенно ярко значение работ М.И. Артамонова для развития отечественного хазароведения прослеживается на фоне предшествующего периода изучения истории и культуры Хазарского государства. Как было показано в первой главе, к началу занятий М.И. Артамонова историей и археологией Хазарии, в отечественной исторической науке большинство работ носило в самом общем виде характер изложения хазарской истории по данным письменных источников. Археологическое направление только-только начинало делать свои первые шаги в данной области, при этом исследование памятников салтово-маяцкой культуры проходило вне исторической связи с Хазарским государством, хотя их территориальная принадлежность каганату не вызывала сомнений у отечественных исследователей.

Решение многих проблем археологии Хазарии напрямую зависело от новых систематических археологических исследований на территории Хазарского каганата. Переломным моментом в данном направлении можно назвать начало систематического изучения хазарского города-крепости Саркел — Белой Вежи (Левобережного Цимлянского городища) на Нижнем Дону М.И. Артамоновым, начиная с 30-х гг. XX в.

Главным итогом археологического изучения Левобережного Цимлянского городища Саркелской экспедицией ГАИМК 1934—1936 гг. под руководством М.И. Артамонова было его окончательное отождествление с хазарской крепостью Саркел. По результатам исследования Левобережного Цимлянского городища М.И. Артамоновым была представлена картина истории заселения крепости-города Саркел, характера его строительства в различные периоды и хозяйства населения, основанная на собственных полевых наблюдениях в ходе археологических работ. Кроме того, в ходе исследования была разработана хронология существования Саркела-Белой Вежи. Сравнительное изучение археологических материалов нижнедонских поселений и памятников салтовского типа привело М.И. Артамонова уже в этот период к выделению двух территориально-хронологических вариантов салтово-маяцкой культуры. Также исследователем была представлена собственная точка зрения на проблему принадлежности салтово-маяцкой культуры болгаро-хазарским племенам, которая еще должна была пройти проверку временем и новыми археологическими материалами. Итогом археологического изучения М.И. Артамоновым Саркела — Белой Вежи стала работа «Саркел и некоторые другие укрепления северо-западной Хазарии» 1940 года.

Уже в 30-е гг. М.И. Артамонов обратил свое внимание и на изучение письменных источников по истории Хазарского государства, в первую очередь на их значимость в решении вопросов этнической истории и происхождения хазар. Несмотря на то, что не все вопросы, поставленные исследователем в его работе «Очерки древнейшей истории хазар», в итоге были им решены, этот первый для М.И. Артамонова опыт анализа многочисленных письменных источников по истории хазар вызвал огромный интерес в научном мире.

Характер основных выводов по отдельным страницам истории и археологии Хазарского каганата, сделанный М.И. Артамоновым к началу 40-х годов в работах «Саркел и некоторые другие укрепления...» и «Очерках...», отчетливо говорил о начале складывания собственной научной концепции ученого по данной проблематике. При этом, решение проблем истории и археологии Хазарского каганата напрямую было связано с процессом становления научно-теоретических взглядов М.И. Артамонова. В работах исследователя прослеживается постепенный переход от главенствующей в 30-е годы теории стадиальности к признанию роли миграций в истории древних обществ, теперь основное внимание отводилось изучению конкретных древних культур, их взаимодействию и взаимовлиянию в конкретно-исторических условиях. Разработка проблем этногенеза древних народов (скифов, хазар, славян) с 30-х гг. занимает основное место в научных исследованиях М.И. Артамонова.

Продвижению хазарского археологического направления на более высокий уровень развития способствовало продолжение археологического исследования Саркела — Белой Вежи Волго-Донской экспедиции ГАИМК 1949—1951 гг. Полученный в ходе работ богатый новый археологический материал позволил не только М.И. Артамонову, но и другим молодым ученым, работавшим в рамках данной экспедиции, в значительной степени продвинуться в решении многочисленных проблемных вопросов истории Хазарского государства. В результате работ была создана огромная источниковая база для изучения раннесредневековой истории Нижнего Подонья, в первую очередь Саркела-Белой Вежи.

Главным итогом работ Волго-Донской экспедиции стало выделение на Левобережном Цимлянском городище слоя именно хазарского времени, позволившего М.И. Артамонову наиболее полно представить облик хазарской крепости Саркел с ее кирпичными сооружениями и гражданскими постройками. Были окончательно установлены планы кирпичных сооружений крепости, установлено наличие ее военно-административного центра — цитадели, впервые прослежен характер жилищ хазарского времени, установлено наличие нескольких периодов в строительстве хазарской крепости. В результате исследований было окончательно установлено соотношение хазарского и русского слоев города-крепости. Новый археологический материал позволил наиболее полно представить облик Белой Вежи — русского города с развитым ремеслом и торговлей.

В результате работ Волго-Донской экспедиции было опубликовано три тома Трудов ВДЭ. Характеристика основных работ, представленных в Трудах ВДЭ, показала, что теперь изучением Саркела-Белой Вежи занимался большой исследовательский коллектив, состоявший в основном из учеников М.И. Артамонова. Именно исследования молодых ученых по вопросам архитектуры, домостроительства, торговли, хозяйства, ремесел, культуры, религии и т.д. внесли много новых идей и новых гипотез в исследование хазарской тематики, несомненно, повлиявших на дальнейшее развитие научной концепции самого М.И. Артамонова. Этот большой исследовательский коллектив положил начало новому археологическому направлению в отечественной науке — хазароведению, с М.И. Артамоновым во главе.

Однако, не успев окрепнуть, отечественное хазароведение в начале 50-х годов подверглось тяжелому испытанию идеологического и политического давления на науку, выразившего в дискуссиях этого времени по хазарской проблематике. Рассмотрев в третье главе диссертационного исследования ход дискуссии по данной проблематике в отечественной науке этого периода, мы можем можно с уверенностью сказать, что именно в это время М.И. Артамоновым была представлена уже сформировавшаяся научная концепция истории Хазарского государства, основанная как на письменных источниках, так и на данных археологии. Сам М.И. Артамонов не считал свою концепцию свободной от отдельных ошибок, и был открыт для новых идей и мнений, что и было продемонстрировано на страницах Трудов ВДЭ. К тому же, мы видели, на примере дискуссии М.И. Артамонова и И.И. Ляпушкина по вопросу этнической принадлежности салтово-маяцкой культуры, как конструктивные научные дискуссии положительно повлияли на развитие научной концепции исследователя. Главным результатом этой научной дискуссии стало то, что совместными усилиями Артамонова М.И. и Ляпушкина И.И. был сделан дальнейший шаг не только в определении этнической принадлежности основных этнических групп салтово-маяцкой культуры — алан и болгар, но и выделении отдельных вариантов внутри данной археологической культуры.

Несмотря на вынужденную самокритику и признание ошибочности своих взглядов, следует отметить, что М.И. Артамонов на протяжении всего хода дискуссий начала 50-х гг. не отступил от своих взглядов на основные проблемы истории и археологии Хазарии, считая, что именно результаты Волго-Донской экспедиции служили наилучшим доказательством выбранного им правильного направления научных исследований.

Итогом многолетнего исследования истории и археологии Хазарского каганата М.И. Артамоновым стала его работа «История хазар». Именно в этой работе была представлена законченная, во многом оригинальная и не лишенная дискуссионности, научная концепция исследователя по данной проблематике. Важно отметить, что основные выводы исследователя сделанные им в этой работе по истории и археологии Хазарского государства являются актуальными и сегодня. Вполне решенными М.И. Артамоновым можно считать вопрос этнического формирования хазар на основе смешения тюркского, угорского и иранского компонентов; вопрос о значение племени савир в этногенезе хазар; а также история начального периода существования Хазарского государства, связанная с борьбой за территорию с родственными болгарскими племенами. Современные археологические исследования подтвердили тезисы М.И. Артамонова о постепенном переходе кочевников Хазарии к оседлой жизни и занятию земледелием, о многоэтничности и многовариантности салтово-маяцкой археологической культуры, о значительном влиянии болгарского этноса в ее формировании. Главной заслугой М.И. Артамонова в исследовании археологии Хазарии стало окончательное открытие для науки хазарского города-крепости Саркел — Белой Вежи.

Таким образом, Михаил Илларионович Артамонов является создателем собственной оригинальной концепции изучения истории и археологии Хазарского каганата на основе взаимодействия археологического материала, исторических, этнографических, лингвистических знаний по данной проблеме, ставшей фундаментом целого направления в отечественной науке. На сегодняшнем этапе развития отечественной археологической науки, в связи с накоплением огромного количества нового археологического материала, и для перехода на качественно новый уровень изучения Хазарского каганата, вновь стала очевидной необходимость комплексного, междисциплинарного подхода к изучению истории и археологии кочевников средневековья, продемонстрированного более 40 лет назад в «Истории хазар» М.И. Артамоновым.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница