Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика





Коса на камень

Обширный пласт средневекового фольклора чеченцев и ингушей повествует об их взаимоотношениях с кабардинскими феодалами. Эта страница истории глубоко впечатана в народную память. Мы видим из героических песен (илли) и лирических песен (узамов), как тесно были переплетены судьбы вайнахов и кабардинцев. Народное воспоминание искажает действительность, стараясь умолчаниями или метафорами излечить травмы от унижения и притеснений. Так, явные отношения зависимости, данничества, выдачи аманатов (заложников) представлены в замаскированной форме куначества (дружбы, побратимства), подарков, воспитания в семье кунака и проч. Но вот эксплуатация становится нестерпимой, и вайнахи поднимаются на бунт. Об этом множество героических песен: «сын вдовы» побеждает «несправедливого князя». Очевидно, что вайнахи, попавшие в феодальную зависимость от кабардинцев, постепенно избавлялись от эксплуататоров, уничтожая или изгоняя князей и их дружины. Но этому предшествовало долгое время зависимости.

В конце XIX в. была записана и опубликована в тифлисской газете вайнахская песня, в которой были такие строки:

Когда это было — никто не упомнит,
Должно быть, лет триста назад.
Народ наш в то время богатый,
Живучи в долине Доксольджи,
Размножился быстро
До гор Ачалукских,
И жил бы доселе,
Если бы не дьявол,
Которому стало досадно,
Что людям привольно живется...

В несколько условной и мифологизированной форме, однако песня передает исторические реалии. После нашествия Тимура и ослабления татар вайнахские племена активизировали натиск на плоскость, осваивали равнины. Вероятно, к этому времени относится и демографический взрыв.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница