Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика





Началось с трагедии

К источникам надо подходить со вниманием. Персидский историк XI в. Абу Сайд Абдал-Хаййа ибн Зохак Гардизи включил в свой труд «Зайн ал-ахбар» («Украшение известий»), составленный в 1049—1058 гг., легендарное сведение о генеалогии кимаков. Приводим текст в переводе В.В. Бартольда1 с нашим комментарием: «...начальник татар2 и оставил двух сыновей; старший брат овладел царством, младший стал завидовать брату; имя младшего было Шад3. Он сделал покушение на жизнь старшего брата, но неудачно; боясь за себя, он взял с собой рабыню-любовницу, убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река, много деревьев и обилие дичи; там он поставил шатер и расположился. Каждый день этот человек и рабыня выходили на охоту, питались мясом и делали себе одежду из меха соболей, белок и горностаев4. После этого к ним пришло 7 человек из родственников татар... (приведены имена5. — Л.Г.). Эти люди пасли табуны своих господ; в тех местах, где прежде были табуны, не осталось пастбищ, ища травы6, они пришли в ту сторону, где находился Шад7. Увидев их, рабыня вышла и сказала: «Иртыш», т.е. «остановитесь»8. Отсюда река получила название Иртыш9. Узнав ту рабыню, все остановились и разбили шатры. Шад, вернувшись, принес с собой большую добычу с охоты и угостил их; они остались там до зимы. Когда выпал снег, они не могли вернуться назад; травы там было много, и всю зиму они провели там. Когда земля разукрасилась и снег растаял, они послали одного человека в татарский лагерь10, чтобы он принес известие о том племени. Тот, когда пришел туда, увидел, что вся местность опустошена и лишена населения: пришел враг, ограбил и перебил весь народ11. Остатки племени спустились к этому человеку с гор12, он рассказал своим друзьям о положении Шада; все они отправились к Иртышу. Прибыв туда, все приветствовали Шада как своего начальника и стали оказывать ему почет. Другие люди, услышав эту весть, тоже стали приходить (сюда); собралось 700 человек. Долгое время13 они оставались на службе у Шада; потом, когда они размножились, рассеялись по горам и образовали семь племен, по имени названных семи человек».

Примечания

1. Бартольд В.В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1983—1984 гг. СПб., 1887 // Записки Имп. Академии наук. VIII. Сер. по историко-филологическому отделению. Т. I. № 4. С. 82—83, 105—106.

2. Название «татар» в XI в. имело два значения: непосредственное наименование племени отуз-татар, живших южнее р. Керулэн, и собирательное: всех восточных кочевников от Китайской стены до сибирской тайги, которых раньше называли «туркон-и-Чин» — тюрки Китая. Аналогично, все кочевники западной части степи назывались «турк», в том числе и венгры. Здесь слово «татар» применено в широком смысле. (См.: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. С. 206.) Представление о суперэтносах у древних авторов было.

3. «Шад» не имя собственное, а титул — «принц крови», но не наследник престола в Тюркском каганате. Для Гардизи эта эпоха — далекое прошлое чужой страны.

4. Описание флоры и фауны отвечает природе Горного Алтая; следовательно, «большая река» не Иртыш, текущий в степи, а один из притоков Оби, может быть, Катунь или Урсул, Гардизи ниже называет эту реку «Иртыш» ошибочно, ибо география Сибири была ему известна лишь по слухам, а меха, наоборот, известны хорошо, как предмет торговли.

5. Названия некоторых явно искажены (Кумеков Б.Е. Указ. соч. С. 36) и поэтому разбор их здесь неконструктивен.

6. Прямое указание на начало засухи X в. (См.: Гумилев Л.Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века // Вестник ЛГУ. 1966. № 18. С. 81—90; Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии // Народы Азии и Африки. 1966. № 3. С. 85—95.) Это значит, что встреча имела место в самом конце XI в. (См.: Кумеков Б.Е. Указ соч. С. 114.).

7. Очевидно, это была не перекочевка, а разведка, поиск новых пастбищ, как и при очередном усыхании в XVI в., когда калмыки перешли на Волгу.

8. «...-ердаш» — часть композитума: «адаш, колдаш, ердаш» — друзья. (Древнетюркский словарь. Л., 1969. С. 176. Ср. С. 91.) Значит, приехавшие были ей знакомы и она поздоровалась.

9. Ertis — река, упомянута еще в стеле Тоньюкука, т.е. задолго до встречи. (Гумилев Л.Н. Древние тюрки. С. 344; Древнетюркский словарь. С. 182.)

10. Трава была под снегом, и кормить коней было трудно. Значит, коней было мало и удалось заготовить сено, что делают казахи на зимовках. В Монголии зимой снега мало и ехать на конях удобно, так как кони добывают траву из-под снега. Эти же 7 человек провели всю зиму на Алтае, а потом отправили одного посла за сородичами, не ожидая ничего плохого, но...

11. Истребление целого народа на Дальнем Востоке явление незаурядное. Известно только поголовное уничтожение ойратов в 1758—1759 гт. Даже охота уйгуров, карлуков и басмалов за разбитыми тюркютами в 747 г. не была тотальной войной. Много тюркютов успело сбежать в Китай и спрятаться в Горном Алтае. Здесь же имела место, по-видимому, война киданей с татабами в начале X в. (Гумилев Л.Н. Древние тюрки. С. 381.)

12. Какие это горы? Не Хангай и Хэнтэй, ибо татары не владели этими землями. Может быть, это Хинган, так как пришельцы, в дальнейшем «рассеялись по горам», а не по степям, как сделали бы нормальные кочевники. В.В. Григорьев предположил, что это были татабы. (Восточный или Китайский Туркестан. СПб., 1873. С. 209.)

13. Какое время требуется для того, чтобы 700 воинов, допустим, с женами, размножились так, что составили большой народ, не меньше полмиллиона? Учтем все замечания и сделаем вывод: Гардизи — автор очень талантливый, но уровень науки XI в. был таков, что принимать данные источника без критики — недопустимо.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница