Счетчики




Яндекс.Метрика



Авторханов

Мы не можем обойти вниманием фигуру известного антисоветского деятеля чеченского происхождения. Вслед за шейхом Мансуром и Кунтой Кишиевым он внес свой вклад в формирование чеченской национальной политической идеологии и является одним из «дедушек» чеченской государственности. В БСЭ он, конечно, не удостоен ни одной строки, но есть статья в слабом современном аналоге, в Российском гуманитарном энциклопедическом словаре:

Авторханов Абдурахман Геназович (1909—97) — историк и политолог. Родился в чеченском ауле. После окончания начальных русской и арабской школ поступил в медресе: исключен за чтение светской литературы. Ушел учиться пешком в Грозный. Служил в грозненском чеченском горном эскадроне; с 1923 жил в грозненском детдоме. Окончил школу 2-й ступени им. Т. Эльдарханова, где вступил в комсомол, затем в обл. партшколу. Член Коммунистической партии в 1926—37. В 1931—34 на партийной работе в Чечне. В 1937 окончил Институт красной профессуры, по прибытии в Грозный арестован НКВД по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной чеченоингушской террористической организации». В мае 1940 оправдан и освобожден, в ноябре 1940 арестован вторично «за вредительство», приговорен к 3 годам исправительно-трудовых лагерей, в апреле 1942 освобожден. Согласно распоряжению Л.П. Берия направлен к руководителям антисоветского восстания на территории Чечни с требованием прекратить сопротивление. Остался у повстанцев, в августе 1942 с их политической декларацией и предложениями об установлении союзных отношений послан навстречу германским войскам. В январе 1943 — апреле 1945 работал в пропагандистской организации «Винета» в Берлине, писал аналитические очерки о советской действительности, обзоры для северо-кавказского региона. Член северо-кавказского национального комитета. В 1945—48 находился на территории лагерей «перемещенных лиц» в Миттенвальде и Розенхайме, издавал ж. «Набат». С 1950 — сотрудник еженедельника (журнала) «Посев» и одноименного издательства. В 1950 вместе с Н.А. Троицким (Нарейкисом-Яковлевым) основал Институт по изучению истории и культуры СССР в Мюнхене. В 1951 один из инициаторов создания северо-кавказского антибольшевистского национального объединения (СКАНО), ред. журнал «Свободный Кавказ». Один из лидеров Координационного центра антибольшевистской борьбы в 1953—56. С 1953 работал на радиостанции «Освобождение» («Свобода»), жил в Мюнхене. Среди сочинений: «История культа личности в СССР» (курс лекций по радио), «Технология власти» (1959; опубликовано в России в 1991), «Загадка смерти Сталина (заговор Берия)» (1976; опубликовано в России в 1992); «Империя Кремля. Советский тип колониализма» (1998).

Справка довольно подробная и «политкорректная». Авторы стараются не делать оценочных суждений по фактам биографии Авторханова. И мы согласимся с тем, что судьба ученого была сложной: несправедливо осужден, репрессии и проч. Но тем не менее мы ничего не можем поделать с тем, что с 1943 по 1945 г. Абдурахман Авторханов в фашистском Берлине под крылом и на деньги Гитлера работал по ведомству фашистской пропаганды. Многие были несправедливо репрессированы. Но не каждый переходил на сторону фашистов против собственной страны и собственного народа.

В «оправдание» Авторханова мы можем сказать, что он не считал советских людей своим народом. Своими он считал чеченцев и желал своей нации скорейшего освобождения из «семьи советских народов». А также и то, что ученый был последователен: и после краха фашизма он продолжил заниматься тем же самым — антисоветской деятельностью и пропагандой, теперь уже под крылом западных демократий.

Жизнь оказалась слишком долгой: он успел увидеть, как сбываются его мечты. Он дожил до краха СССР. И до объявления своей независимости Чечней-Ичкерией. Слава Авторханова вернула его в отечество: именем ученого называли проспекты и развешивали по городу лозунги — цитаты из его работ. Поняв, к какой катастрофе движется Чечня, старый эмигрант пытался обращаться к Дудаеву и Ельцину с просьбами остановить войну, найти способы мирного решения конфликта. Он умер в Германии, успев увидеть, как его надежды и мечты, сбываясь, превращаются в кошмары.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница