Рекомендуем

1.435.9-36.93 http://ziskon.ru/.

Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика





4. Кто же такие хазары?

Выше уже отмечалось, что с IV в. вместе с племенами Гуннского союза в Восточную Европу хлынул из Сибири и более отдаленных районов (Алтая, Монголии) поток финно-угорских и прототюркских племен. Они застали в степных районах Восточной Европы преимущественно иранское (сарматское) население, с которым и вступили в этнические контакты. На всем протяжении IV—IX вв. в этой части Европы шло смешение, взаимовлияние трех этносов: иранского, угорского и тюркского. В конечном счете возобладал последний, но это случилось довольно поздно. Упомянутые выше процессы и легли в основу формирования хазар. Попытаемся представить себе, как это конкретно происходило.

Кочевники Гуннского объединения в первую очередь занимали земли, удобные для скотоводства. Однако своих предшественников — алан, роксолан и т. д. — они не могли, да и не хотели полностью согнать с этих земель и какое-то время кочевали вместе с ними или рядом. В Восточном Предкавказье были как раз такие земли, удобные для скотоводства, и сюда кочевники Гуннского объединения устремились уже сразу после разгрома своих главных врагов — алан. Аланы понесли в этой борьбе большой урон, но сохранились на Северном Кавказе, правда в основном в его центральной части1, а их ближайшие родственники массагеты-маскуты — в приморской полосе современного Дагестана и соседних районах нынешнего Азербайджана. Именно здесь, очевидно, происходил интенсивный синтез местных иранцев (а возможно, и кавказцев) с пришельцами, которые в этом районе довольно долго именовались гуннами, возможно и потому, что среди них гуннский элемент был очень влиятелен2. Следствием этого явился культурно-религиозный синтез, о котором свидетельствует Мовсес Каланкатваци: гунны почитали старых иранских богов (Куара, Аспандиата), некоторым из которых присваивали и принесенные из Центральной Азии имена (Тангри). Такое явление мы встречаем в истории часто. Например, древние армяне почитали и собственно армянских, и иранских богов, да к тому же и тем и другим нередко давали греческие имена по аналогии с эллинскими богами3, почитание которых в Армении утвердили переселенные в армянские города еще во II—I вв. до н. э. греки, жители малоазиатских полисов4.

Однако не гунны сыграли главную роль в этногенезе хазар. Таковая принадлежит прежде всего племени савиров. Выше приведено известие ал-Мас’уди о том, что тюрки называли хазар сабирами. На этом этносе надо остановиться подробнее.

Впервые сабиры-савиры появляются в источниках для Восточной Европы в связи с событиями 516/517 гг., когда они, пройдя Каспийские ворота, вторглись в Армению и далее в Малую Азию5.

Современные исследователи в общем единодушно считают савиров выходцами из Западной Сибири6. Можно с большим основанием считать, что савирами назывались финно-угорские племена юга Сибири и, возможно, само название Сибирь восходит именно к ним. То, что первоначально савиры — угры, видно из данных Константина Багрянородного. Создается впечатление, что угры савиры были значительным племенным объединением юга Западной Сибири. Однако продвижение с востока тюркских орд теснило их и заставляло отдельные группы покидать исконную территорию7. Так савиры вместе с гуннами или позже, под нажимом каких-то врагов8, перешли в Восточную Европу.

Здесь савиры оказались на Северном Кавказе, где вступили в контакты с разноэтническим местным населением, входя в различные племенные объединения и порой их возглавляя. О последнем можно говорить для Северного Кавказа приблизительно со второго десятилетия до 70-х годов VI в., когда о савирах особенно часто упоминают в этом районе византийские авторы, прежде всего Прокопий Кесарийский9, а также Агафий10. Как правило, савиры находились в союзе с Византией и воевали против Ирана, а это свидетельство того, что обитали они вблизи знаменитых укреплений Чоклы-Чоры (Дербента)11, которые как раз в первой половине VI в. были заново укреплены12 и приняли форму, в общем сохранившуюся до наших дней.

А затем савиры как-то сразу исчезают почти из всех современных источников о Северном Кавказе, хотя память о них сохранилась в хазарских преданиях, изложенных царем Иосифом. Однако в «Армянской географии» савиры присутствуют среди племен Азиатской Сарматии13 к востоку от хонов (гуннов), чунгаров и менд (?) до р. Талд, которая отделяет азиатских сармат от страны скифов, которых называют апахтарк. Известие это содержится в разделе «Ашхарацуйца», который производит впечатление сложной комбинации разновременных источников. Здесь много неясного, в том числе этнонимы «чунгары» и «менд», а также р. Талд (возможно, Тобол?). Но слово «апахтарк» объяснимо из среднеперсидского языка как «северные»14, а потому эта часть текста, возможно, восходит к несохранившимся вариантам сасанидских географий, которыми автор «Ашхарацуйца», несомненно, пользовался. И тогда данное известие относимо к VI в. Правда, продолжение этого текста опять выглядит странным, ибо там сказано, что эти апахтарк (мн. число) — туркестанцы, у них царь («таговар») хакан, а хатун — жена хакана. Эта часть явно искусственно «пристегнута» к предыдущей и появиться могла в связи с Тюркским каганатом, обитатели которого были «северными» жителями по отношению к Ирану.

Можно полагать, что Савирский союз распался в результате неудачной борьбы с Тюркским каганатом. Менандр, во всяком случае, говорит о переселении части савир в Закавказье в 60—70-е годы. Это, очевидно, те самые «сабартой аспалой», об уходе которых в Персию пишет Константин Багрянородный, хотя он связывает это переселение с событиями IX в. (войной «турок» и печенегов); думается, это ошибка. Кроме упомянутого известия Менандра, в нашем распоряжении есть другие данные по этому вопросу, относящиеся к IX — первой половине X в. и подтверждающие ошибку Константина Багрянородного. Писавший в начале X в. Ибн ал-Факих упоминает ас-савардийа в IX в.15 А ал-Мас’уди по р. Куре ниже Тифлиса помещает сийавурдийа, указывая, что они — ветвь армян16. Армянский историк первой половины X в. Иованнес Драсханакертци также помещает севор-дик (мн. число, ед. число — севорди) в гаваре Утик17, т. е. недалеко от г. Ганджа18. Если севардийцы19 в первой половине X в. были арменизированы20, то это не могло произойти при жизни двух-трех поколений, так что переселение их в Закавказье имело место задолго до IX в., скорее всего в VI—VII вв.

Крушение Савирского союза было, по-видимому, заметным событием в истории Восточной Европы той поры, и лишь ограниченность наших источников не позволяет определить его масштабы.

Помимо савиров в Закавказье, в последующее время они же под названием савар21 появляются в Среднем Поволжье, где возникла Волжская Булгария. Когда это произошло, трудно сказать. В источниках IX—X вв. эти савар-сувар — тюрки, родственные булгарам. Но когда они были тюркизированы, как и прочее местное дотюркское (угро-финское)22 население, мы не знаем.

Какая-то часть савиров осталась в Восточном Предкавказье, когда сюда хлынул поток тюркских племен. Среди них могло быть и тюркское племя ко-ca, известное из китайских источников23. Исследователи с ним связывают этноним «хазары»24, хотя можно предположить и другие варианты25, менее вероятные. Можно полагать, что в списке народов Северного Кавказа у Псевдозахария26 фигурирует именно это тюркское племя, которое затем в течение второй половины VI в. и позже ассимилировало остатки савир в Предкавказье, а также некоторые другие местные племена, в результате чего и сложился хазарский этнос.

Среди этих ассимилированных племен была, несомненно, и часть (северная) маскутов, а также некоторые другие племена, в частности басилы (барсилии), баланджар и др. Баланджар упоминаются в Приморском Дагестане в арабских источниках27, а для начала X в. — и в Среднем Поволжье (в форме баранджар)28. С этим этнонимом связан г. Баланджар (см. ниже), который, очевидно, идентичен Варачану. Что касается басилов, то на них стоит остановиться особо, хотя не исключено, что басилы и баланджар — одно и то же.

Басилы несколько раз упоминаются Мовсесом Хоренаци в разделах его истории, связанных с полулегендарным изложением деятельности древнеармянских царей (Валаршака, Хосрова и Трдата III)29, причем один раз они выступают вместе с хазара-ми30, что для II—III вв., конечно, нереально. Эти сведения не поддаются точному комментированию, разве только свидетельствуя о том, что в Армении V—VI вв. знали племя басилов. В «Ашхарацуйце» сильный народ басилов («амранай баслац азгн») помещен на р. Атиль31, очевидно, в ее низовьях. Но вспомним, что Михаил Сириец называет Барсилию страной алан. Из этого можно предположить, что первоначально барсилии (басилы) — аланское (иранское) племя, которое затем было тюркизировано, в Восточном Предкавказье слилось с хазарами, а в Западном — с булгарами. Последнее подтверждается сведениями Ибн Русте и Гардизи о булгарском племени (в тексте Ибн Русте «синф» — «вид, разряд», у Гардизи «горух» — «группа») барсула (дарсула Гардизи)32. Всего у этих авторов три группы (вида) булгар: барсула, эсгал (аскал) и блкар, т. е. собственно булгары. Если сопоставить это с делением волжских булгар у Ибн Фадлана, то обнаружим любопытную вещь. Ибн Фадлан, кроме собственно булгар, называет племя аскал33, но не упоминает барсилиев. Зато у него есть род ал-баранджар34, и это, возможно, подтверждает идентичность тюркизированных басилов (барсилов) и баланджар.

Как можно видеть из материала предыдущих параграфов, источники дают довольно противоречивые сведения об этнической принадлежности хазар. В одних случаях их считают тюрками, в других это отрицается. В чем здесь дело? Причины две. Во-первых, само применение этнонима «тюрки» было вплоть до XI в. не всегда определенным. Разумеется, в Средней Азии, да и в Халифате IX—X вв. хорошо знали тюрок, из которых формировалась гвардия халифов. Но одно дело знать этих «своих» тюрок, а другое — разобраться в пестрой мешанине этносов, гулявших в буквальном смысле этого слова по обширным степным пространствам Евразии. Среди этих орд тюрки в IX—X вв. безусловно преобладали, поглощая не только остатки иранцев, но и угров. Последние частью входили в политические объединения, в которых главную роль играли тюрки, и когда те же угры от них откалывались, название тюрок могло какое-то время за ними оставаться, как было с венграми в первой половине X в.35 В целом же писатели того времени ясно видели текучесть степного населения и его преемственность. Например, Менандр Протектор писал, что турки прежде назывались саками36. В этом его утверждении, как и в упорном наименовании армянскими источниками северокавказских кочевников гуннами или арабскими источниками хазар в VIII в. тюрками37, надо видеть не только дань исторической традиции, но и осознание того факта, что жившие прежде на Северном Кавказе гунны или тюрки не исчезли, а слились с теми же хазарами и потому могли с ними отождествляться. В период, когда тюрки стали господствующим этническим элементом в степях от Алтая до Дона (IX—X вв.), мусульманские авторы часто включали в их число и финно-угров и даже иногда славян38.

Но если некоторые арабские писатели IX—X вв. отделяли хазар от тюрок, то здесь больше действовала другая причина. Хазарский язык, как доказано лингвистами, тюркский, но он вместе с булгарским относился к обособленной группе тюркских языков39, довольно сильно отличаясь от других тюркских, наиболее распространенных в IX—X вв. (огузского, кимакского, кыпчакского и др.), хорошо известных в мусульманском мире40. Этим, очевидно, и объясняется тот на первый взгляд странный факт, что мусульманские авторы дают противоречивые данные о языке хазар. С появлением первых попыток обобщения тюркской лексики, образцом чего явился знаменитый «Словарь тюркского языка» Махмуда Кашгарского (XI в.), такие сведения уже не фигурируют. Но, во времена Махмуда хазарский язык уже исчезал, и его лексику ученый не фиксировал. Но язык булгар41 Махмуд в своем лексиконе использует, а это твердое доказательство принадлежности к тюркской семье и хазарского языка, ближайшего родственника языка булгар. Отличия между ними, конечно, существовали, но при нынешнем нашем уровне знания они неуловимы.

Примечания

1. Ковалевская В.Б. Кавказ и аланы. М., 1984; Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Орджоникидзе, 1984.

2. Golden P. Op. cit. Vol. 1. P. 53. П. Голден вслед за К. Цегледи выделяет три этнических компонента в составе хазар: «настоящие хазары» — савиры, кавказские гунны и западные кёк-тюрки.

3. Мовсес Хоренаци. История Армении. I, 31; II, 12, 49 и др.

4. Там же.

5. Чичуров И.С. Указ. соч. С. 49, 76 (данные Феофана); Иоанн Малала. Хронография. Бонн, 1831. С. 472.

6. Артамонов М.И. Указ. соч. С. 69; Golden P. Op. cit. Vol. 1. P. 34—36.

7. Термин этот всегда сложен, и его лучше всего применять к древнейшей известной территории того или иного этноса.

8. Таковыми могли быть и авары, и тюрки, и другие угры.

9. Прокопий Кесарийский. I, XV; II, XXIX; VIII, III.

10. Агафий. III, 17.

11. Кудрявцев А.А. Великий город на Каспии. Махачкала, 1982.

12. Там же.

13. Сукри А. Указ. соч. С. 27. Сложнее вопрос с упоминанием сувар и их малика (царя) у Ибн Хордадбеха (Китаб ал-масалик ва-л-мамалик. Лейден, 1889. С. 124). Царь сувар упомянут вместе с царями лакзов (лезгин), алан, филан, маскат (т. е. маскуты) и «сахиб ас-сарир». Возможно, здесь данные сасанидского времени, которых много у этого автора, потомка зороастрийцев. Вообще давно пора провести сплошное изучение терминологии (географической и этнической) арабских авторов о Восточной Европе.

14. Ачарян Р. Этимологический коренной словарь армянского языка. Ереван, 1971. Т. 1. С. 225. На арм. яз.; Mac Kenzie D.N. A Concise Pahlari Dictionary. Oxford, 1971. P. 2.

15. Ибн ал-Факих. Китаб ал-булдан. Лейден, 1885. С. 293.

16. Минорский В.Ф. Указ. соч. С. 214.

17. Иованнес Драсханакертци. История Армении. Ереван, 1986. С. 162.

18. До недавнего времени Кировабад.

19. О связи названий «севорди», «савардийа», «сабарой» см.: Минорский В.Ф. Указ. соч. С. 214. В то же время арабские авторы явно путали этих сийавурдийа с армянами области Сюник.

20. Минорский полагает, что к X в. сийавурдийа были арменизированы.

21. Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. М.; Л., 1939. С. 76 (в рукописи форма «саван», но исследователи полагают, что должно быть «савар»). Позже там возник г. Сувар. О Суваре на Волге см.: Golden P. Op. cit. Vol. 1. P. 34—36.

22. Но возможно, савиры-сувары здесь обитали и прежде. Известно, что в соседней Башкирии язык, близкий венгерскому, существовал еще в XIII в., что засвидетельствовали венгерские миссионеры, там побывавшие. В X—XIV вв. в арабских источниках известны две страны Башкурт — одна на Южном Урале, другая — Венгрия. Венгерские ученые (Немет и др.) нашли параллели в списках мадьярских и башкирских племен (Golden P. Op. cit. Vol. 1. P. 70—76). Благодаря трудам венгерских ученых ареал обитания угро-финнов в Восточной Европе I тыс. н. э. весьма расширился.

23. Bretschneider E. Mediaeval Researcher from Eastern Asiatic Sources. L., 1910. Vol. 2. P. 10.

24. Golden P. Op cit. Vol. 1. P. 58. Они относились, очевидно, к так называемым голубым (кёк) тюркам, пришедшим сначала на Нижнюю Волгу, а затем в Предкавказье (Ibid. P. 50—53).

25. Возможность иранской этимологии, от «хазар» («тысяча»). Ее можно предложить, исходя из отмеченного ал-Мас’уди наименования хазар «хазаран» («тысячи», мн. число). Возникнуть же это название могло в ираноязычной среде Восточной Европы («хазар» («тысяча») — общеиранское слово, вошедшее в армянский и венгерский языки).

26. Иностранные источники об Армении и армянах. Т. 8, вып. 1. С. 314. В этом списке значатся: авгары, сабиры, булгары, куртаргуры, авары, хасары, дирмуры, сирургуры, баграсики, хуласы, абделы, евталиты. Список, как видим, сложный, и в него вошли племена из других регионов (среднеазиатского) — эфталиты. Впрочем, абдел — другая форма того же названия «эфталиты». Неудивительно, что затем упомянуты амазонки, люди с песьими головами и таинственный народ ерос, в котором многие наивно усматривают первое упоминание о русах.

27. Была р. Баланджар (Ибн ал-Факих. Указ. соч. С. 293), возможно, Уллучай. О племени баланджар упоминает ат-Табари (Указ. соч. Сер. 1. С. 895).

28. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. С. 74.

29. Мовсес Хоренаци. История Армении. II, 58, 65, 85. Хоренаци ссылается на сирийского писателя Бардасана (154—222 г.); и следовательно, это догуннский период, а басилы, скорее всего, иранцы.

30. Там же. II, 65.

31. Сукри А. Указ. соч. С. 26.

32. Ибн Русте. Указ. соч. С. 141; Бартольд В.В. Соч. М., 1973. Т. 8. С. 37 (перс. текст Гардизи).

33. Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. С. 76.

34. Там же. С. 74.

35. Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 170 и далее. Ср. в Кембриджском документе (Коковцов П.К. Указ. соч. С. 36, 120; Golb N., Pritsak O. Khazarian Hebrew Documents of the Tenth Century. Itaka; L., 1982. P. 118—119) название страны хазар — Аркнус, что некоторые исследователи (Коковцов П.К. Указ. соч. С. 121) считают искажением Аланус. Н. Голб (Op. cit. P. 128) полагает, что Аркнус — Скифия.

36. Цит. по: Moravcic G. Bizantino-Turcica. В., 1958. Bd. 2. С. 264.

37. Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 2. С. 1200, 1217, 1453 и др.

38. Sharaf al-Zaman Tahir Marvazi on China, the Turks and India. L., 1940. P. 92 (комментарий В.Ф. Минорского).

39. Zajackowski A. Ze studiów nad zagadnieniem chazarskim. Kraków, 1947; Минорский В.Ф. Указ. соч. С. 142; Зарубежная тюркология. М., 1986. Вып. 1. С. 11—28; Golden P. Op. cit. Vol. 1. P. 21—22, 50—58.

40. Носители этих языков уже в конце IX в. (печенеги) хлынули в степи Восточной Европы, а в XI в. стали там доминировать (кыпчаки). Позже (в XIII—XV вв.) кыпчакский язык проник в Волжскую Булгарию, вытеснив из ее юго-восточной части булгарский язык, в результате чего возникла народность поволжских татар.

41. В Волжской Булгарии, по-видимому, существовало два основных наречия: булгарское и суварское. От названия «сувар» («савир»), как полагают ряд ученых (А.П. Ковалевский и др.), произошел этноним «чуваш».

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница