Счетчики




Яндекс.Метрика



5. Образование Хазарского государства

Ранние упоминания хазар в связи с событиями в Закавказье (вторая половина VI в.) весьма противоречивы, и уверенности в их достоверности нет, хотя многие современные исследователи принимают их таковыми. Например, Д. Людвиг, разбирая различные свидетельства поздних источников, считает вероятным, что хазары в 567 г. вместе с другими северокавказскими племенами совершили поход через Чора (Сола) в пределы Кавказской Албании1. Вопрос, однако, очень спорный, так как освещен источниками противоречиво — в одних хазары отсутствуют, в других фигурируют.

Реально же мы можем представить в это время роль хазар очень приблизительно. На юге Восточной Европы в VI в. утверждается верховная власть сначала единого Тюркского, а затем, с 588 г. (приблизительно), Западнотюркского каганатов. Центр последнего располагался в Семиречье, а главная арена деятельности находилась в Средней Азии, где тюрки постоянно конфликтовали с Ираном. Но и племена Предкавказья, по крайней мере восточной его части, зависели от хакана тюрок и вовлекались в войны с Ираном.

Ранние арабские авторы для событий VI в. использовали вполне достоверные для этого времени сасанидские «Хвадай-на-мак». Именно из них они почерпнули известие о разгроме тюрками государства эфталитов (хейталитов), когда хакан тюрок убил Варза, царя эфталитов, и овладел его страной2. Расцвет Тюркского каганата они связывали с хаканом (маликом, царем) Сенджибу (Сенджиу)3. Для защиты от орд этого владыки Хосров I Ануширван заново укрепил Дербент и поставил там на условиях военного поселения 5 тыс. воинов-персов4 для защиты рубежей Армении5.

В то же время, говоря о хакане западных тюрок, арабские источники изображают его на Кавказе как некоего верховного сюзерена многих местных племен. Среди последних же для 60—80-х годов упоминаются бурджан (т. е. булгары6), баланджар, банджар, аланы, даже абхазы7 и, наконец, хазары8. Хазары упоминаются чаще других племен, и это дает основания думать, что именно их политическое объединение постепенно, к 90-м годам VI в. (события, связанные с восстанием Бахрама Гура в 590—591 гг.9), выдвигается на первый план в Восточном Предкавказье. Правитель хазар уже в начале 90-х годов VI в. титулуется «малик» («царь»)10. В то же время упоминание рядом с хазарами и других племен свидетельствует о неустойчивости политической ситуации в этом районе, наличии там и других политических объединений, среди которых Хазарское выглядит лишь как самое видное. Особенного внимания заслуживает упоминание войны Ануширвана с булгарами в районе Дербента, если это, конечно, не позднейшая интерполяция.

Таким образом, во второй половине VI в. на Северном Кавказе функционировали несколько политических объединений, одним из которых было Хазарское. Но все они, видимо, в той или иной мере признавали верховную власть Тюркского каганата.

После дворцового переворота в Константинополе 602 г., когда император Маврикий был убит Фокой, персы под предлогом мести за убитого11 перешли в наступление на Византию. Началась длительная война, продолжавшаяся более 25 лет. Предлог к войне был, конечно, надуманным, поскольку Хосров II не прекратил военных действий и после того, как Фока был свергнут и казнен Ираклием. Почти 20 лет военный успех сопутствовал Ирану, чьи войска овладели Сирией, Палестиной, Египтом, дважды достигали Константинополя12.

Но затем военное счастье перешло к Ираклию. Знаменитый рейд императора через Месопотамию и Армению стал возможен не только благодаря его внезапности, но и потому, что Ираклий сумел найти себе союзников в тылу врага. Византийские источники называют в качестве таковых лазов, абазгов и иверов (т. е. восточных грузин)13. Ал-Мас’уди упоминает в качестве союзников Ираклия алан, хазар, абхазов, сарир14, грузин, армян и других (не названных)15. На стороне Хосрова в Закавказье остались албаны16 и, по-видимому, часть армянских князей17. Есть основания полагать, что и правитель (эрисмтавари) Картли остался верен Ирану, за что позже жестоко поплатился18. Персы были вынуждены покинуть Закавказье, исключая некоторые укрепленные пункты (Тбилиси, Дербент). Однако Хосров в следующем, 625 г. заключил союз с аварами, булгарами и славянами, и те в 626 г. осадили Константинополь19. В ответ Ираклий обратился к хазарам, и те стали опустошать Закавказье20.

То, что здесь действовали в 626—628 гг. именно хазары, подтверждается и другими источниками21. Менее ясен вопрос: действовали ли хазары самостоятельно или все-таки, по крайней мере официально, с ведома и по указу хакана тюрок?22 Михаил Сириец называет союзника Ираклия «хакан хазар». Но другие, более ранние источники предводителя хазар так не именуют. Согласно Мовсесу Каланкатваци, он назывался Джебу хакан, войсками же в Закавказье командовал племянник последнего Шат23. У албанского историка два титула (джебу-ябгу и шад) превратились в личные имена. О значении этих титулов пойдет речь в следующей главе. Здесь же стоит разобраться, кто такие были Джебу хакан и Шат.

В источниках для второй половины VI в. упоминается великий хакан24. Это хакан тюрок, поскольку его резиденции были где-то в Средней Азии, но свои войска в Закавказье он посылал и через проход Чора25. Но к событиям 626—628 гг. ситуация на Северном Кавказе если и не изменилась коренным образом, то, во всяком случае, менялась. «Царь севера» («аркай hюсисой») упоминается и Каланкатваци26, но главным действующим лицом становится именно Джебу хакан, которого историк называет «йаджорд» северного царя, добавляя, что он — второе лицо в государстве27. Термин «йаджорд» новейший переводчик труда Каланкатваци Ш.В. Смбатян трактует как «преемник»28, хотя его лучше передать как «следующий (по чину)», очевидно, после «царя севера». Следовательно, формулировка Каланкатваци показывает, что правитель хазар формально признавал верховную власть хакана тюрок. В то же время хазарский владыка называется не просто джебу, но джебу-хакан, и, думается, это не случайно. Мне кажется, такой двойной титул — свидетельство того, что хазарский правитель был практически самостоятелен, и присоединение к титулу «джебу» титула «хакан» это демонстрировало. К тому же упоминаемый Каланкатваци «царь севера» — лицо для историка далекое и даже чисто символическое.

Войсками хазар командовал Шат, который назван и племянником «царя севера»29, и сыном Джебу хакана30. Вероятно, он был сыном последнего, отец же был женат на сестре «царя севера» — тюркского хакана. В то же время Шат назван и «тагаворорди», т. е. «сыном царя», и, следовательно, к его отцу применим титул «тагавор» — («царь»). Все это, а также конкретное изложение событий у Каланкатваци, в том числе и поездка албанского посольства к хазарам31, — свидетельство чисто номинальной власти хакана тюрок над хазарами во второй половине 20-х годов VII в.

Все это в целом подтверждается и другими сведениями. Правда, в древнегрузинских источниках глава хазар назван «Джибго (Джибга) эристав»32, где титул опять-таки превратился в имя. «Эристав» здесь можно объяснить как «глава, предводитель», и именно так перевел на древнеармянский переводчик XII в. («зораглух» — «глава войска»33). Однако, поскольку из подробного рассказа Каланкатваци мы знаем, что в Закавказье действовал не Джебу, а его сын Шат, очевидно, здесь в грузинском источнике допущена неточность и зораглухом был не Джебу (Джибга), а его сын.

Вторым лицом после хакана называет стратега хазар Зиевила Феофан34. С Зиевилом действовал и его старший сын35, очевидно идентичный Шату Каланкатваци. Объяснений имени Зиевил много36, но, вероятно, это искажение того же титула «джебу» («ябгу»)37. В то же время Феофан — автор поздний, и не всем данным его рассказа следует доверять. Например, маловероятно, чтобы предводитель хазар распростерся ниц перед Ираклием, как об этом пишет Феофан. В целом же этот писатель подтверждает сохранение хазарами официальной зависимости от хакана тюрок. Однако хакан и здесь где-то на втором плане.

Из изложенного можно сделать вывод: в 20-х годах VII в. хазары, официально признавая власть Западнотюркского каганата, практически были самостоятельны.

Сам Западнотюркский каганат стоял на пороге гибели. В событиях второй половины VI в. нападение на Иран шло с двух сторон — из Средней Азии и через Дербент. В 20-е годы VII р. хакан тюрок сам в ирано-византийскую войну не вмешивался и на то были свои причины.

История Западнотюркского каганата известна нам плохо. По армянским и отчасти арабским источникам мы знаем о событиях конца VI — начала VII в. на восточной границе Ирана. Себеос подробно рассказывает об армянском князе Смбате Багратуни, которого Хосров II назначил мирзпаном пограничной области Гиркании38. Вопреки мнению некоторых историков39 это происходило не в правление хакана Тун-шеху (618—630 гг.), а в последние годы VI в. и в первые годы VII в.40 Затем сведения о тюрках на востоке Ирана из источников исчезают, и, как уже сказано, в 20-х годах VII в. союзниками Ираклия выступают хазары, а Хосрова — булгары, авары, славяне и др. Из китайских источников известно, что Тун-шеху «покорил Персию»41. Очевидно, здесь какая-то путаница. Или Тун-шеху правил раньше, в конце VI — начале VII в., или к 20-м годам VII в. ошибочно отнесены события более раннего времени.

Исследователи относят к 30-м годам VII в. смуту в Западнотюркском каганате42 и именно с ней или же с крушением этого государства под ударами китайцев в 50-х годах VII в. связывают возникновение Хазарского государства43. Мне представляется это неточным. Выше приведены данные источников о практически самостоятельной хазарской политике в 20-х годах VII в., и это позволяет датировать образование Хазарского государства приблизительно первой четвертью VII в. Правда, хазарский правитель еще признавал верховную власть хакана тюрок, с которым он был в родстве. Но двойной титул хазарского правителя, джебу-хакан, кажется, говорит о том, что он считал себя не ниже своего официального сюзерена. На практике же хазары действовали полностью самостоятельно.

Принимая за дату основания Хазарского государства первую четверть VII в., в то же время хочу подчеркнуть, что речь идет о начальной дате, за которой последовал довольно значительный период становления Хазарского каганата как уже во всех отношениях самостоятельного государства, ставшего главной политической силой Восточной Европы. И в этом периоде вырисовываются два главных момента: принятие хазарским владыкой высшего в кочевом мире титула «хакан» и победоносная борьба с другим прикавказским политическим объединением — Булгарским союзом.

Примечания

1. Ludwig D. Op. cit. S. 26—32, 72—74.

2. Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 895.

3. Там же. С. 896; Ад-Динавери. Китаб ал-ахбар ат-тиваль. Лейден, 1888. С. 69.

4. Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 896.

5. Одно из названий северного наместничества Сасанидов.

6. Необычен в данном случае этноним «бурджан», который в мусульманской литературе применялся к Дунайской Болгарии, тогда как северокавказские и волжские булгары назывались булгар.

7. Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 895.

8. Там же. С. 898, 899/991 и др.; Ад-Динавери. Указ. соч. С. 81.

9. О нем см.: Пигулевская Н.В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.; Л., 1946.

10. Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 991. У ад-Динавери (Указ. соч. С. 81) он назван «сахиб ал-хазар» («владыка хазар»).

11. В свое время Маврикий помог Хосрову II взойти на престол.

12. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л., 1958. С. 68—69.

13. Чину ров И.С. Указ. соч. С. 58.

14. Об ас-Сарир см. ниже.

15. Ал-Мас’уди. Указ. соч. С. 157.

16. Мовсес Каланкатваци. История страны алуанк. Ереван, 1984. С. 77.

17. Там же.

18. Жители Тбилиси, уверенные в неприступности крепости, взяли огромную тыкву и сделали из нее маску, изображавшую «царя гуннов» — без бороды и бровей, типичного монголоида. С этой маской они появились на крепостной стене, демонстрируя ее осаждавшим. Издевались они и над Ираклием, обзывая его мужеложником и козлом. Позже хазары взяли крепость, а правителя Картли Стефаноза и начальника персидского гарнизона казнили, выколов глаза и содрав с живых кожу (ее набили сеном и повесили на городской стене). См.: Мовсес Каланкатваци. История... С. 79—80, 85—86; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгосала. Тбилиси, 1986. С. 100.

19. Чинуров И.С. Указ. соч. С. 58—59.

20. Мовсес Каланкатваци. История... С. 77 и далее.

21. Michelle Syrien. Op. cit. Vol. 2. P. 409.

22. Мовсес Каланкатваци. История... С. 78, 80, 81, 85, 86, 89, 93.

23. Там же. С. 85, 93.

24. Себеос. Патмутюн. Ереван, 1939. С. 67, 69.

25. Там же. С. 69.

26. Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 141.

27. Там же.

28. Он же. История... С. 81.

29. Там же.

30. Там же. С. 78.

31. Там же. С. 84—91.

32. Картлис цховрэба Т. 1. С. 225; Памятники древнегрузинской агиографической литературы. Тбилиси, 1964. Вып. 1. С. 96.

33. Древнеармянский перевод «Картлис цховрэба». Тбилиси, 1953. С. 191.

34. Чину ров И.С. Указ. соч. С. 35, 59.

35. Там же.

36. Там же. С. 100—102.

37. О нем см.: Древнетюркский словарь. Л., 1969. С. 222 (тексты, из которых видно, что ябгу ниже хакана, но выше шада).

38. Себеос. Указ. соч. С. 61 и далее.

39. Гафуров Б.Г. Указ. соч. С. 222.

40. Себеос. Указ. соч. С. 61—69.

41. Гафуров Б.Г. Указ. соч. С. 222. Даты правления Тун-шеху, вероятно, нельзя считать твердо установленными. А.Н. Бернштейн, например, относит начало его правления к началу VII в. (Очерки истории СССР, III—IX вв. С. 383). В этом случае изложенные у Себеоса факты можно приурочить к правлению этого государя.

42. Golden P. Op. cit. Vol. 1. P. 51.

43. Ibid. P. 50; Ludwig D. Op. cit. S. 134 (даты 630—653 гг.).

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница