Счетчики




Яндекс.Метрика



4. Древнегрузинские источники

Древнегрузинская литература, возникшая, как и древнеармянская, в V в., сохранилась гораздо хуже. От V—VIII вв. уцелело лишь несколько агиографических сочинений, из которых одно, «Мученичество Або Тбилисского» (VIII в.), содержит известия о современных ему хазарах1.

Фрагменты древнейших грузинских летописей вошли в состав «Мокцевай картлисай» («Обращение Картли»), памятника, скорее всего, IX—X вв.2 В них есть данные о хазарах VII в.3 Обширный свод грузинских летописей «Картлис цховрэба» сложился в XII в.4 В его состав вошло несколько сочинений очень сложного состава5. Упоминания там о хазарах исторической ценности, как правило, не имеют. Среди грузинских историков давно сложилось мнение, что «хазары» в тексте Леонти Мровели заняли место более древних кочевников — скифов и сармат6. Лишь в связи с событиями VII—VIII вв. упоминания о хазарах7 отражают исторические реалии этих веков, но их немного8.

Примечания

1. Памятники древнегрузинской агиографической литературы. Тбилиси, 1963. Вып. I. С. 58—59. На др.-груз. яз.

2. См. о нем: Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959. С. 23—28; Новосельцев А.П. Генезис феодализма в странах Закавказья. С. 39—40.

3. Памятники древнегрузинской агиографической литературы. Вып. 1. С. 96.

4. Меликишвили Г.А. Указ. соч. С. 28—62.

5. Там же. См. также: Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей. М., 1979. С. 3—18 (предисловие Г.В. Цулая).

6. Мровели Леонти. Указ. соч. С. 51. Есть, однако, мнение, что речь идет именно о хазарах.

7. Картлис цховрэба. Тбилиси, 1955. Т. 1. С. 251, 256. На др.-груз. яз.

8. Там же.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница