Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика





5. Сирийские источники

Богатая литература на сирийском (арамейском) языке появилась уже во II—III вв.1 Центры сирийской культуры существовали по обе стороны римско (византийско)-иранской границы, и в каждой из этих частей Сирии имелись свои культурные школы и литературные традиции2. Расцвет сирийской историографии приходится на V—VIII вв., после чего сирийский язык сдает свои позиции, сменяясь арабским, и позже, с IX—X вв., литература на сирийском языке постепенно ограничивается христианскими общинами Сирии и Месопотамии, да и то с переходом на арабский язык последний постепенно сменяет литературный сирийский. Тем не менее еще XII—XIII вв. дали значительные образцы историографии на сирийском языке.

Как известно, именно через сирийские христианские общины христианство начало проникать в страны Закавказья, где возникли и сирийские колонии3. Через закавказские общины сирийская историография черпала сведения о горном Кавказе и Восточной Европе. Поэтому в сирийских источниках содержатся ценные оригинальные известия о Северном Кавказе и народах, его населявших.

Из ранних сирийских материалов для нас интересно историческое сочинение, приписываемое Захарию Ритору (середина VI в.)4. В нем есть небольшой раздел о Кавказе и его народах, среди которых упомянуты хазары. Это первое достоверное упоминание хазар в источниках.

Значительный интерес представляет «Хроника» Михаила Сирийца (1126—1199 гг.). Это большое сочинение в 28 книгах типа всемирной истории5. Автор — уроженец г. Мелитена (современная Турция), с 1166 по 1199 г. был патриархом яковитской сирийской церкви6. Данные по интересующим нас сюжетам содержатся в одиннадцатой-тринадцатой книгах «Хроники».

Последним крупным сирийским историком был Абу-л-Фарадж Григориус Бар Гебрей (1226—1286 гг.). По происхождению еврей (как и его младший современник Рашид ад-Дин), Бар Гебрей являлся видным деятелем яковитской церкви, много ездил по странам Ближнего Востока, был весьма начитанным человеком. Бар Гебрей — ученый широкого профиля, но его исторические труды обеспечили ему видное место в средневековой науке7. Его «Всеобщая история» делится на две части: светскую и церковную. Для нас наиболее интересна первая, существующая в сирийском (более подробном)8 и арабском9вариантах. В отличие от других представителей сирийской историографии Бар Гебрей немало данных черпал из трудов арабских историков, но его известия об арабо-хазарских отношениях VII—VIII вв., о походе русов в Закавказье 40-х годов X в.10 содержат интересный дополнительный материал.

Примечания

1. О сирийской литературе см.: Райт В. Указ. соч.

2. О сирийской культуре и ее школах см.: Пигулевская Н.В. Города Ирана в раннем средневековье. М.; Л., 1956; Baumstark A. Geschichte бет syrischen Literatur. Bonn, 1922; Chabot J.B. Literature syriaque. P., 1935.

3. О сирийско-закавказских связях см.: Кекелидзе К. Вопрос о прибытии в Картли сирийских отцов // Кекелидзе К. Этюды. Тбилиси, 1956 г. Т. 1. На груз, яз.; Мелконян Г.Г. Из истории армяно-сирийских отношений (III—V вв.). Ереван, 1970. На арм. яз.; Гусейнов Р.А. «Хроника» Михаила Сирийца и «Всеобщая история» Бар Гебрея как источники по истории Юго-Восточной Европы // Association internationale d’etudes du sud-est européen. Sofia, 1969. С. 209—219.

4. Пигулевская Н.В. Сирийские источники по истории народов СССР. М.; Л., 1941; Иностранные источники об Армении и армянах. Ереван, 1976. Т. 8, вып. I: Сирийские источники. С. 313—317. На арм. яз.

5. Michel le Syrien. Chronique / Ed. par J.-B. Chabot. P., 1899—1905. T. 1—3.

6. Гусейнов Р.А. Указ. соч. С. 211—213.

7. Там же. С. 213—215.

8. Bar Hebraci. Cronicun Syriacum / Ed. by P. Bedjan. P., 1890. На сир. яз.

9. Бар Гебрей. Тарих мухтасар ад-дувал. Бейрут, 1890. На араб. яз.

10. Bar Hebraci. Op. cit, Р. 223.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница