Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика





Хазарская невеста Хатун

Так или иначе, на юго-восточных границах Хазарии установился мир, и эта страна на несколько лет исчезает со страниц исторических хроник. Хазары не нарушали перемирия, однако верность кагана своим недавним победителям вызывала у арабов понятные сомнения.

В 50-е годы VIII века глава халифата писал своему наместнику Йазиду ибн Усайду ас-Сулами в Арран: «Страна Арран не будет пребывать в мире до тех пор, пока не будут установлены родственные связи с хазарами. Я думаю, что ты должен породниться с ними и страна станет пребывать в мире. Иначе я боюсь за тебя и за всех твоих налогосборщиков, так как хазары не оставят вас в покое. Ибо если они захотят, то соберут войско и одержат победу. Смотри, не пренебрегай моим советом и постарайся вступить в родство с хазарами. И мир!»

Йазид повиновался и направил к хазарам сватов. Те сговорили за него дочь кагана, уплатив за нее калым в 100 тысяч дирхемов (в пересчете на вес дирхема того времени — 390 кг серебра). Ал-Куфи пишет:

«Хатун торжественно выехала из страны хазар в страну ислама. С ней следовали 10 тысяч хазар из числа ее родичей, 4 тысячи превосходных кобылиц, тысяча мулов, тысяча рабов, 10 тысяч низкорослых верблюдов породы Хазари, тысяча верблюдов породы турки, причем каждый из них двугорбый, 20 тысяч голов овец, 10 фургонов с перекрытиями и дверцами, обитыми золотыми и серебряными пластинами, устланных внутри соболями и украшенных шелками, 20 повозок, груженных золотыми и серебряными вещами и посудой, и другое».

Прибыв к городу Барда, мудрая невеста не отправилась сразу к жениху, а остановилась со своим караваном неподалеку от городских ворот и через посланца попросила будущего мужа: «Пошли ко мне женщин-мусульманок, которые растолковали бы мне сущность ислама и читали бы мне Коран. И когда я усвою это, я буду твоей!» Ее просьба была исполнена, и она стала изучать новую для себя религию. «И не осталось у Йазида ибн Усайда ни одного командующего, который не принес бы ей подарка, соответствующего его рангу».

«Когда Хатун познала ислам и изучила Коран, от нее принесли меч и кинжал и Йазид ибн Усайд понял, что она разрешает ему войти к ней. Он вошел к ней по ее разрешению, а она в это время была разукрашена и увешана драгоценностями. Йазид ибн Усайд стал жить у нее и оставался с ней два года и четыре месяца. Она родила от него двух сыновей. После этого она умерла и умерли оба ее сына. Йазид страшно горевал по ней»1.

Смерть Хатун имела далекие и печальные политические последствия. По сообщению Гевонда, «смерть ее приписали коварству»2. В отместку в 762 году хазары собрали огромное войско и вошли во владения арабов через дербентские ворота. Цитадель они взять так и не смогли, хотя и навалили под ее стенами груды деревьев, доходившие до самой вершины крепости. Но арабы залили атакующих горящей нефтью и заставили их отступить3. Впрочем, цитадель Дербента никому, кроме жителей самого Дербента, не была особенно нужна. Хазары миновали ее и ринулись в Закавказье. Арабы стали срочно подтягивать сюда войска из других провинций, но не могли противостоять хазарской армии. Ал-Куфи пишет:

«В это время подобно водам Нила и ночному мраку появились кавалерийские отряды хазар, которых было более 200 тысяч всадников... Противники встретились в сражении на земле Ширвана. И не видели муслимы дня страшнее этого, ибо было убито огромное их число. Йазид ибн Усайд бежал с поля боя и укрылся в городе Барде. Хакан же, царь хазар, и его воины ушли, захватив такое количество добычи, что описать невозможно»4.

Гевонд сообщает, что хазары разорили «все области агванские» и «семь областей царства грузинского», в то время как Йазид, которого историк называет «хвастливым подагриком», «не смел даже поднять головы своей»5. Из одной только Грузии в плен было уведено 50 тысяч человек6.

Грузинская «Летопись Картли» излагает несколько неожиданные, хотя и весьма романтические причины нападения хазар на Грузию. Она передает относящуюся к этим годам трагическую историю Шушан, дочери святого мученика Арчила. Девушка со своим братом Джуаншером проживала «в стране Картлийской и Кахетской». Она была «прекрасна ликом, и слухи о красоте ее дошли до царя Хазарского Хакана». Каган имел по поводу красавицы самые честные намерения: «прислал он гонцов, дабы выпросить Шушан себе в жены, взамен обещав пособить в борьбе с сарацинами». Однако Шушан, хотя и была христианкой, не пожелала внести свой вклад в борьбу с сарацинами и «гневно порицала Хазарского царя». А ее родственники прямо заявили: «Уж коли станет нам невмоготу, то лучше удалиться в Грецию и обратиться к христианам, нежели позволить язычнику опохабить дитя наше».

Каган обиделся, выждал три года и послал своего полководца Блучана, который для того, чтобы заполучить красавицу, разгромил Кахети, «сокрушил город Тбилиси, полонил Картли и всю эту страну». Шушан попала в плен, но и это не смирило добродетельную грузинку. По дороге в Хазарию она объявила: «Лучше мне помереть, дабы господь сопричастил меня святой матери, нежели быть посрамленной язычником». После чего проглотила яд, который хранила в своем кольце, и пала мертвой.

В результате этой истории неожиданно пострадал и Блучан, который не догадался доставить своему повелителю тело его невесты. Каган рассердился и жестоко покарал его: «Схватили Блучана, накинули ему на шею аркан, отдали двум всадникам на растерзание и оторвали ему голову немилосердно». И только брат добродетельной и жестокосердной Шушан вышел из этой истории живым и даже не без прибыли: «По истечении семи лет Хакан отправил Джуаншера в собственную страну, одарив его обильно»7.

Последнее крупное вторжение хазар в Закавказье произошло в 799 году, и формальный повод для него был примерно таким же, как и четыре десятилетия назад, когда каган пошел войной на арабские владения после смерти Хатун. Теперь, в 798/799 году, очередной каган выдал свою дочь Суб-т (или С-бу-т) за арабского наместника в Закавказье (который, кстати, приходился молочным братом знаменитому Харун ар-Рашиду). Девушка умерла, не успев доехать до места, и ее отцу доложили, что она была убита. И тогда разъяренный каган отправился в Закавказье с огромным войском8.

Впрочем, называют и еще одну причину этой войны: ссора двух арабских вельмож привела к тому, что один из них «направил к хакану, царю хазар, посла с подарками стоимостью в 100 тысяч дирхемов. Он написал ему письмо, в котором просил его прибыть к нему на помощь и обещал ему в качестве добычи страну ислама».

Так или иначе, «хакан и его войска вторглись в страну ислама, перебили огромное число муслимов и взяли в плен 100 тысяч мужчин, женщин и детей. После этого они возвратились в свою страну»9. По другим данным они угнали «более ста тысяч голов скота»10. Впрочем, одно другому не противоречит. Но это было последней их крупной военной операцией в регионе. В IX и X веках и мусульмане, и хазары ограничивались мелкими пограничными стычками или же незначительной помощью другим народам в их военных кампаниях.

Примечания

1. Ал-Куфи 1981, с. 63.

2. Гевонд 1862, с. 92.

3. Артамонов 2002, с. 254.

4. Ал-Куфи 1981, с. 64.

5. Гевонд 1862, с. 93.

6. Новосельцев 1990, с. 190.

7. Летопись Картли 1982, с. 47.

8. Артамонов 2002, с. 261.

9. Ал-Куфи 1981, с. 69.

10. Ибн ал-Асир 1940, с. 34.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница