Рекомендуем

Ритуальные кованые ограды для могил и гранитные памятники от

Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика





Сим-сим, откройся!

И в окончание темы несколько строк о древнем вайнахском государстве Симсим, или Симсир, или Саксин, которое было образовано в XIV в. после краха Алании на землях Чечни, имело столицей город Маас на Сунже (практически там, где Грозный), выступило на войну с Тимуром и было стерто с лица земли и из истории войсками Железного Хромца. Это было исламское государство. Да, у него еще была исламская конституция — Низам Эмиратства Симсим, который теперь можно легко найти в Интернете. Судя по тому, что нигде никаких ссылок на то, откуда этот ценный исторический и юридический документ был получен, нет, эмиры Симсима опубликовали его изначально сразу в Интернете, на веб-портале своего государства. Удивительно продвинутые были эмиры.

Правил там некий Гаюрхан. И он вроде бы уже был мусульманином. Но бросил вызов Тимуру. И точно мусульманином был его сын Муххамед, который со своим районом и дружиной сразу принял сторону Тимура. И вместе они штурмовали Маас, как раньше аланы с монголами. Вообще, это было очень крутое государство. Собственное государство чеченцев — и это доказывает, что у чеченцев с раннего Средневековья была собственная государственность, к тому же государство исламское — а это доказывает, что чеченцы со времен раннего Средневековья были мусульманами. Вот и все, что нам известно об этом государстве. Но это все, что нам нужно о нем знать. И если бы государства Симсим не существовало, его стоило бы придумать, ради этого.

И, похоже, его действительно придумали. Ради этого.

Я не нашел никаких ссылок на источники в рассказах чеченских историков о государстве Симсим. То есть источники, наверное, есть — может, один или даже пара арабских хронистов что-то такое написали. Но ссылок никто не дает. Стесняются. Ну, или мне не повезло, я не нашел. Наверное, в других работах есть, которые не попались мне на глаза. Нельзя объять необъятное.

Немного странно также и то, что другие историки, не чеченские, молчат о таком важном факте, как чеченское исламское государство XIV в. Некоторые чеченские историки скромно упоминают, что Симсим был некоторым образом связан с кумыками. А кумыкские историки как-то более уверенно говорят о том, что был Симсим, но не государство, а область на осколках Джучиева улуса, на территории Чечни, но жили там тюркские племена, и это было их территориальное образование.

Мне еще хотелось бы, учитывая склонность историков, даже средневековых арабских хронистов, к мифологизации и мистификациям, упомянуть, что все там какое-то сказочное, в этом Симсиме. И название из сказки про Али-Бабу и сорок разбойников. И история с его покорением. И Гаюрхан странный, и имя такое, вроде Али-Бабы: близко к известному титулу-имени Гурхан. И есть еще сомнение, что событие штурма Магаса-Мааса как бы «задвоено» в хрониках. И государство задвоено. Может, имелся в виду известный нам аварский Серир?

Нет, что-то такое было! Например, два села есть, названные Симсир: одно в Ножай-Юртовском районе Чечни, другое — в Хасавюртовском районе Дагестана.

Но чтобы чеченское государство в XIV в., эмир, Низам и все такое прочее — это вряд ли. Очень сомнительно. До эмиров, низамов и прочей шариатской государственной безопасности Чечне еще семь веков.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница