Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика





3. Города Хазарии

Думается, надо говорить именно о городах Хазарии (страны, государства), а не о хазарских городах, как иногда делают, поскольку полиэтничный состав населения этого государства и кочевой быт самих хазар, по крайней мере до IX в., не дают оснований определять города Хазарии как хазарские.

Несмотря на то что в источниках много сведений о городах Хазарии, вопрос этот сложен и запутан. Трудность в том, что ряд упоминаний о городах Хазарии содержится в поздних, нередко компилятивных сочинениях, авторы которых в силу разных причин сами плохо представляли географию этой страны. Кроме того, обилие городищ хазарской эпохи на юго-востоке Европы позволяет археологам находить известные из письменных памятников города Хазарии в самых различных местах.

Пример тому — локализация города Баланджар. Это был один из ранних городов Хазарии, о нем упоминаний в источниках довольно много. Но несмотря на то что Баланджар четко локализуется к северу от Дербента, некоторые авторы ищут этот город в 25 км южнее Дербента, преимущественно из-за сходства современного топонима Белиджи с названием Баланджара1.

Поиски Баланджара осложняются и тем, что в армянских источниках VII в. этого города нет, зато упоминается г. Варачан, местоположение которого также спорно.

Другой пример — город ал-Байда (Белая), который был столицей Хазарии в первой половине VIII в. Ряд ученых отождествляет ал-Байду с Атилем, последней столицей Хазарии в устье Волги2, что более чем сомнительно.

Перейдем к конкретному рассмотрению данных источников о городах Хазарии.

1. Варачан (вариант — Вараджан3). Упоминается только в армянских источниках VII в. Мнение, что о нем идет речь у Левонда (VIII в.)4, — недоразумение. У этого автора город, взятый Мерваном в 737 г., не назван5 и, как покажу ниже, речь, скорее всего, идет о Самандаре.

Наиболее подробные сведения о Варачане находим у Мовсеса Каланкатваци. Именно в этот город, столицу «хонов» (хазар), ехал епископ Исраэл, посол албанского князя Вараз Трдата. Посольство переправилось через Куру, пересекло границу Албании, страну чилбов6, ворота Чора у Дербента и затем прибыло в «hойакап калак» Варачан7. «hойакап» обычно переводят как «великолепный»8, но мне кажется, вернее перевести как «известный, знаменитый»9. В Варачане находился «великий князь хонов»10, там же Исраэл собирался учредить резиденцию епископа11 после принятия «хонами» христианства12.

Варачан (Вараджан) упомянут и в «Армянской географии», как город («калак») «хонов»13. Других известий о нем нет.

Вопрос о Варачане вызывает споры. Еще Й. Маркварт с большими основаниями отождествил Варачан с Баланджаром, который упоминается в арабских источниках14. К такому же выводу пришел и М.И. Артамонов15, который с Варачаном-Баланджаром отождествляет и упоминаемый в некоторых арабских источниках г. Ванандар16. Точка зрения Маркварта принимается и С.А. Плетневой17. Априорно положение Б.Н. Заходера, у которого и Варачан, и Баланджар, и Хамлых, и Самандар — названия одного и того же города18.

По источникам, Варачан расположен сравнительно недалеко от Дербента, но где — до сих пор не установлено. В.Ф. Минорский определяет его в районе Башлы19 (р. Артозень в Дагестане).

В.Г. Котович почему-то ищет этот город на севере, отождествляя с Урцекским городищем20. Такую локализацию принимают Д. Людвиг21 и З.М. Буниятов22. С.А. Плетнева, принимая отождествление Варачана с Баланджаром, усматривает этот город на р. Сулак, полагая, что в других реках Дагестана людей утопить нельзя, а именно в Баланджаре-Варачане арабы в 723 г. топили пленных в реке23.

2. Баланджар24 — один из трех наиболее известных городов Хазарии, по-видимому, первая хазарская столица. Этимология названия не ясна. М.И. Артамонов пытался связать его с этнонимом булгар25, что сомнительно и по филологическим, и по историческим причинам. Совсем неудачны попытки объяснить это название из «персидских» слов «боланд» («длинный») и «джор» («расселина»)26. «Боленд» (а не «баланд», как в слове Баланджар) хотя и значит «длинный», но более употребляется в значении «высокий» («длинный»27 по-персидски — «дераз»).

Название Баланджар встречается лишь в арабо-персидских источниках, и не только применительно к городу. У ат-Табари (правда, при описании событий VI в.) есть племя баланджар рядом с абхазами, аланами и еще более неясным народом банджар28. Кроме того, в источниках упоминается р. Баланджар29 за Дербентом, проходы («фурадж») Баланджара30 и, наконец, горы Баланджара31.

Йакут, обобщая данные арабской географии, располагает г. Баланджар за Дербентом32, как первый город Хазарии. В походах арабов за Дербент в VII—VIII вв. первым городом Хазарии, на который они нападали, был Баланджар33. Отождествление Баланджара (реки и города) соответственно с рекой и поселением Башлы (В.Ф. Минорский, а до него Д’Оссон) также не очень убедительно. Возможно, р. Баланджар — это Уллучай, горы Баланджар — отроги Кавказского хребта к северу от этой реки (эти отроги здесь довольно близко подходят к побережью, и тогда именно тут располагались проходы Баланджара), а г. Баланджар был где-то в нижнем течении Уллучая.

Такой солидный автор, как ал-Мас’уди, называет Баланджар прежней столицей Хазарии34, и это еще одно основание отождествлять Варачан с Баланджаром. Мнение же Б.Н. Заходера о том, что Баланджар и Самандар — один и тот же город, опровергается весьма авторитетными источниками35. Правда, источники X в., как правило, действительно о Баланджаре не упоминают36, но это связано, очевидно, с тем, что в X в. этот город потерял свое значение (возможно, из-за арабо-хазарских войн VIII в. и близости его к арабо-хазарской границе), а возможно, уже и не существовал.

Арабские авторы IX в. приписывали постройку Баланджара (как и Самандара) сасанидскому шаху Хосрову I Ануширвану37, который предстает основателем почти всех укреплений на Кавказе38. И если в отношении Дербента и ряда крепостей на ирано-тюркской границе здесь немалая доля истины, то относительно Баланджара, Самандара и более северных городов это всего лишь дань легендарной традиции39.

На самом деле Баланджар возник, очевидно, как результат социально-экономических сдвигов в обществе старого (дохазарского) населения Приморского Дагестана и в качестве резиденции местных правителей40, а затем и хазарских хаканов. Город был, по-видимому, уже в VII в. довольно большим, что явствует из эпитета «hойакап», примененного к нему историком Кавказской Албании, хотя в этой стране после хазарских опустошений VII в., кроме столицы Партава, крупных городов не существовало, да и она в VII в. вряд ли была велика. Во всяком случае, определение ее в начале труда Мовсеса Каланкатваци как «великая, большая» («мете»)41 скорее относится к IX — первой половине X в., когда Берда’а являлся одним из крупнейших городов не только Закавказья, но и Северо-Восточного Ирана42.

В пользу того, что Баланджар был местным городом, связанным преимущественно с алано-маскутским населением, говорит одна реплика ат-Табари. Историк, рассказывая о походе Абд ар-Рахмана ар-Раби’а на Баланджар в 653 г., противопоставляет жителям города тюрок43. Разумеется, об окончательном решении вопроса о населении Баланджара (и других городов Хазарии) можно будет говорить, когда этот город найдут и исследуют археологически.

Баланджар весьма часто упоминается в связи с арабо-хазарскими войнами VII — первой половины VIII в. В 104 г. х. (722/ 723 гг.) арабский полководец ал-Джаррах взял этот город. Согласно ал-Куфи, «владетель» (наместник?) Баланджара признал власть халифа44. По ат-Табари, ал-Джаррах взял крепости (укрепления? — «ал-хусун») у Баланджара и изгнал всех его жителей45. Это можно понимать и как опустошение и даже разрушение Баланджара. Ибн ал-Асир, подробно описывая войну ал-Джарраха, отмечает, что мусульмане овладели городом силой меча и разграбили его так, что каждый всадник получил добычу в размере 300 динаров, а всадников было 30 тыс.46 О захвате Баланджара в этом году сообщает и ал-Йакуби47.

После этого город Баланджар упоминается только у ал-Куфи в связи с походами Масламы ибн Абд ал-малика (731—733 гг.) и Мервана ибн Мухаммеда (737 г.)48, но эти упоминания настолько неконкретны, что можно предположить, что речь идет о фиксации места, где был город, уничтоженный ал-Джаррахом.

Когда в начале XIII в. Йакут ар-Руми собирал в лучших библиотеках мусульманского мира сведения о Баланджаре, он многого найти не смог и ограничился информацией о походах Салмана и Абд ар-Рахмана ар-Раби’а в 40—50-х годах VII в., а также двустишием поэта ал-Бухтури, в котором упоминаются Хамлых и Баланджар49.

3. Самандар50 — другой из трех известнейших городов Хазарии. Относительно этимологии этого названия существуют разные суждения. Но перевод персидского как «крайняя дверь»51 совершенно необоснован. «Дäр» (с кратким «а») в современном персидском — «ворота», но хотя зафиксированная в арабских источниках вторая часть названия пишется так, не исключено, что на самом деле здесь должно было стоять «дар» с долгим «а», и тогда это слово в персидском означает «дом, жилище». Еще более интересно, что форма с кратким «а» в среднеперсидском имела последнее значение, а также «дворец»52. Предполагая название Самандар иранским, мы должны исходить из среднеиранских языков. Из них наиболее известен среднеперсидский. Попробуем объяснить из иранских языков первую часть названия города — «саман». В современном персидском языке это значит «жасмин», но, например, в курдском сохранилось и значение «белый»53. Поэтому есть основание толковать название Самандар как «белый дом, дворец». Оно было популярно в Хазарии (см. ниже о Саркеле). К тому же слово «белый» в тюркских языках обозначало не только цвет, но и благородство, высшее качество, ср. Белая орда в XIII—XV вв.54 и наименование тюркскими народами русского царя «белый царь» («ак-падшах»). Вспомним и кара-хазар, белую и черную кость у тех же тюркских народов55 и т. д. Поэтому название города, одно время бывшего столицей Хазарии, вполне закономерно могло означать «белый (благородный) дворец, дом».

В арабских источниках упоминается г. ал-Байда (Белая). Уже по названию он идентичен Самандару, хотя многие исследователи, как мне кажется, без серьезных оснований отождествляют ал-Байду с последней столицей Хазарии в устье Волги56.

В источниках Самандар и ал-Байда упоминаются за редким исключением только с VIII в. Правда, в пространной («новой») редакции «Армянской географии» после Вараджана упомянуты города «хонов» — Чундарс и Мсндр57. Последний иногда принимают за искаженное Самандар58. Объяснение может быть двояким. Во-первых, Самандар действительно мог существовать уже во второй половине VII в. Во-вторых, возможна позднейшая вставка в текст «Армянской географии» (в другой редакции этого названия нет59).

Упоминает Самандар в связи с событиями 40—50-х годов VII в. и ал-Белазури60, но в таком контексте, что трудно решить, имеется ли в виду город или народ (племя), поскольку речь идет о войне с арабами батрика Арменияка (т. е. наместника византийской фемы Арменияк (Малая Армения)), союзниками которого были аланы, абхазы и Самандар из (земель) Хазарии61.

У ал-Йакуби не находим ни Самандара, ни ал-Байды. А вот текст ал-Куфи содержит названия того или другого города. Впервые Самандар упомянут в связи с походом ал-Джарраха, который, взяв хазарские города Баланджар и Вабандар, выступил на Самандар, но, получив известие от владетеля Баланджара о восстании «владык гор», вернулся в район Шаки, где зимовал62. Тот же маршрут через Баланджар и Вабандар избрал Маслама ибн Абд ал-малик, но и он не дошел до Самандара63. Впервые достиг этого города Мерван ибн Мухаммед в 737 г., но из текста ал-Куфи неясно, взял ли он его. Более того, рассказав о подходе огромной арабской армии к Самандару, ал-Куфи как-то странно прерывает повествование и добавляет: «После этого войска выступили и вскоре достигли города ал-Байды, где находился хакан малик (правитель) хазар»64. Этот странный разрыв наводит на мысль, что речь идет об одном и том же городе, носившем название Самандар, или в арабской передаче Белая. Очевидно, ал-Куфи пользовался здесь двумя разными источниками и не сумел их объяснить и понять65.

У ат-Табари Самандар не упоминается, но этот историк события арабо-хазарских войн описывает очень кратко. Ал-Байды у него также нет.

Таковы известия арабских историков IX — первой половины X в. Перейдем к географам, причислив здесь к ним и ал-Мас’уди.

У Ибн Хорадбеха в одном месте перечислены три города Хазарии — Хамлидж, Баланджар и ал-Байда66, а в других упоминается Самандар67. Это ясное свидетельство, во-первых, того, что ал-Байда не Атиль, ибо последний и назывался Хамлидж (см. ниже). Во-вторых, отсутствие Самандара в первом случае, где географ перечисляет известные ему города Хазарии, доказывает идентичность ал-Байды и Самандара.

Со сходной ситуацией сталкиваемся при обращении к данным Ибн ал-Факиха. Он упоминает ал-Байду, приводя расстояние «между нами»68 и этим городом (четыре месяца пути) и между ал-Байдой и «стеной из железа»69, т. е. стеной Исфендияра (два месяца пути)70. В другом месте географ перечисляет ряд правителей горного Кавказа (лакзов, алан, маскат и др), в конце этого списка находится г. Самандар71. Как видим, и здесь ал-Байда и Самандар вместе не упоминаются.

В тексте Ибн Русте72 (вариант у Гардизи73) упомянуто два хазарских города: Саршн и Хбнл (или Х...л). У Гардизи им соответствуют Саргш и Хил. Первый из этих городов выглядит как столица, и можно полагать, что это либо какое-то другое название Ати-ля74, либо (вероятнее) наименование предшествовавшей Атилю столицы, т. е. Самандара. В пользу последнего говорит и то, что второй город данной группы источников75, скорее всего, идентичен Хамлиджу Ибн Хордадбеха.

Ал-Мас’уди упоминает только Самандар, указывая, что он был столицей до перенесения ее в Атиль76. Ал-Мас’уди приводит расстояния от Дербента до Самандара (восемь дней пути) и от Самандара до Атиля (семь дней пути). Как видим, и здесь есть Самандар, но нет ал-Байды.

Подробнее всего сведения о Самандаре у ал-Истахри и Ибн Хаукаля77. Самандар описывается как второй город Хазарии, где правит малик, находящийся в родстве с царем хазар. В городе много мусульман, мечетей, деревянных построек. Особо отмечается, что между Самандаром и Баб ал-абвабом протянулись виноградники, принадлежащие Самандару78. Приводится и расстояние между Самандаром и пределом («хад») владений «сахиб ас-сарир» (два фарсанга — 12—16 км). Эти же географы заявляют, что в стране хазар нет другого населенного пункта с таким числом населения79. Последнее известие кажется взятым из другого источника и относится к более раннему времени, чем предыдущие, ибо в первой половине X в. самым большим городом Хазарии был Атиль.

Очень важно указание ал-Мукаддаси о том, что Самандар — большой город, расположенный на берегу «озера»80 между Хазарской рекой (Атилем) и Баб ал-абвабом81. Географ также упоминает огромные сады и виноградники, тип построек и т. д.

Ал-Байда у географов «классической школы» отсутствует.

Вряд ли целесообразно касаться более поздних источников82: упоминаний в них Самандара и ал-Байды много83 и они только запутывают вопрос, ибо поздние авторы брали материал у своих предшественников, не особенно пытаясь в этом комплексе сведений разобраться. Даже Йакут ар-Руми дает отдельные статьи по Атилю, ал-Байде84 и Самандару85. Но любопытно, что он знал о двух последних городах. В статье об ал-Байде говорится, что это город в стране хазар за Баб ал-абвабом, и это, кажется, свидетельство в пользу того, что, по источникам Йакута, ал-Байда совпадала скорее с Самандаром, чем с Атилем. А затем географ приводит стихотворение упоминавшегося выше ал-Бухтури в честь Ибн Кундадшика ал-Хазари86. В этом стихотворении упомянуты города ал-Байда, Баланджар и Хламлых. Последний город идентичен Атилю87. Йакут в статье «Хамлых»88 ничего конкретного об этом городе не говорит. В статье о Самандаре Йакут отмечает, что этот город расположен за Баб ал-абвабом, в восьми днях пути от последнего. Он далее подтверждает, что Самандар был столицей («дар ал-мамлакат») хазар до перенесения центра государства в Атиль89.

Упоминаются знаменитые сады и виноградники Самандара, отмечается большое число мусульман в этом городе, мечети и другие детали, явно почерпнутые у географов «классической школы». Есть и различия. Наиболее существенное — расстояние между Самандаром, Атилем и Баб ал-абвабом. По Йакуту, от Самандара до Атиля — восемь дней пути, а до Дербента — четыре, и это выглядит точнее, чем цифры ал-Истахри.

Где же был расположен Самандар? Ряд исследователей отождествляют его с районом Махачкалы или Тарки90, другие располагают на Тереке91 или Актаме92, на месте Кизляра93. Вопрос остается спорным до основательного археологического обследования северной части Приморского Дагестана, где много городищ хазарского времени. Но к ряду показаний источников хочется привлечь дополнительное внимание. Во-первых, есть очень серьезные основания искать Самандар на-берегу Каспийского моря. Во-вторых, этот город действительно был где-то в районе Нижний Терек — современная Махачкала. Здесь целесообразно обратить внимание на одно место из пространной редакции письма царя Иосифа. Описывая Хазарию, он отмечает, что на ее южной стороне расположен Смндр. Затем следует (страна?) Тдлу, после чего (граница) поворачивает к «воротам» («ша’ар»), т. е. Баб ал-абвабу94. Трудность здесь в идентификации Тдлу. Есть предположение, что это искаженное Таргу95, упоминающееся у Левонда96 и, возможно, у ал-Куфи (см. ниже). Если это так, то Самандар надо искать севернее, в бассейне Актама или Терека.

Таким образом, можно сделать вывод, что второй по значению город хазар, носивший иранское название Самандар, которому соответствовало тюркское Сарышин и переводимое арабами как ал-Байда, был расположен где-то в пределах современного северного Приморского Дагестана. Этот город был столицей Хазарии, скорее всего, в 20—30-х годах VIII в., после взятия Баланджара войсками ал-Джарраха и до похода Мервана 737 г. Город сохранил свое экономическое и в известной мере политическое значение позже. По данным Ибн Хаукаля, Самандар был разрушен русами в 968/969 гг.97

4. Атиль98 — последняя столица хазар в устье Волги, названа по имени этой реки. Полагаю, что город иногда назывался и иначе, очевидно по наименованию какой-либо из трех частей, на которые он делился. Впрочем, Атиль мог иметь и собственное второе название.

Слово «атиль», очевидно, финно-угорское и значит «река». Мы находим его у Константина Багрянородного в названии Ателькюзу (Междуречье)99. В современном венгерском этого слова нет, но р. Белая в Башкирии до сих пор называется Ак Адиль (Белая река), а предки башкир еще в XIII в. говорили на угорском языке, понятном венграм100. Связь названия Атиль с именем гуннского владыки Аттилы ныне отрицается, так как имя Аттила не гуннское (и не тюркское), а производится из готского языка101.

Атиль, как сказано, состоял из трех или, точнее, из двух частей102, расположенных по обеим берегам реки. Третья часть — остров, на котором находилась «дар ал-мулк» (резиденция) царя. Именно так надо понимать соответствующее место у ал-Мас’уди, хотя в этом же замке-крепости пребывал и хакан, отстраненный от власти. Это подтверждается данными письма Иосифа, согласно которому именно царь со своими приближенными и двором обитал в третьем городе. Думается, что этот третий город, а точнее, его укрепленная часть, что-то вроде восточного касра или арка, и был первоосновой последней хазарской столицы, вокруг которой затем выросли своеобразные «посады», составившие две другие части Атиля X в. Подчеркиваю — X в., ибо описания Атиля как большого трехсоставного города относятся к этому столетию. Возможно, что только тогда и появилось название Атиль для всей столицы, тогда как раньше этот центр Хазарии именовался иначе, очевидно по его основе, острову-крепости, где находилось «правительство» Хазарии. В источниках IX в. Атиля нет103.

Самые ранние сведения мы находим в группе источников, восходящих к сочинению Ибн Хордадбеха. Напомню, что труд его был написан где-то в 60—80-х годах X в. и в полном виде не сохранился. В дошедшей же до нас краткой редакции несколько раз упомянут хазарский город Хамлидж. Во-первых, он отмечен как конечный пункт торгового пути из Джурджана морем и сказано, что при хорошем ветре туда можно доехать за восемь дней104. Во-вторых, Ибн Хордадбех пишет, что Хамлидж расположен на берегу реки, текущей из страны славян и впадающей в Джурджанское105 (Каспийское) море106 (уже это опровергает отождествление Хамлиджа с Самандаром). Затем Хамлидж указан первым среди хазарских городов (кроме него, упомянуты Баланджар и ал-Байда)107. И наконец, Хамлидж (в форме Хамлых) фигурирует в знаменитом описании маршрута русских купцов как столица хазар108.

Как видим, эти материалы свидетельствуют в пользу того, что столица хазар в IX в. находилась в устье Волги (Атиля) и называлась Хамлидж (возможно, Хамлых)109. В варианте маршрута славянских купцов Ибн ал-Факиха, восходящем к Ибн Хордадбеху, хазарская столица не названа110.

У Ибн Русте, как уже сказано, упомянуты два хазарских города. Первый, скорее всего, Самандар (старая столица Хазарии). Второй же в единственной рукописи труда Ибн Русте назван в двух (очень искаженных) формах: Хбнл и Х...л111. У Гардизи находим Хил112, у Марвази — Х...лх113. В списке хазарских городов «Худуд ал-алам» есть два варианта названий этого города, который неизвестный компилятор принял за разные города: Хмдж и Хтлг114.

Из поздних географов целесообразно обратиться к Йакуту. У него Хамлих упомянут в трех статьях в цитатах из известного стихотворения ал-Бухтури: в статье о Баланджаре, в статье об ал-Байде и имеется особая статья о Хамлыхе, где сказано, что это город в стране хазар, а затем опять цитируется бейт ал-Бухтури без каких-либо дополнительных сведений115.

Как видим, эти сведения дают материал для размышлений только о форме названия данного города. Наиболее часто встречающаяся — Хамлидж или Хамлых, но, например, вариант Ибн Русте вызвал у исследователей ассоциацию с Ханбалыком116, монгольским словом, которым в XIII—XIV вв. называли Пекин117. Мне представляется это маловероятным. Во-первых, хазарский и монгольский языки слишком различны. Во-вторых, форма названия хазарского города у Ибн Русте может быть сведена к Ханбалык с большими натяжками. Очевидно, правильная форма — или Хамлых, или Хамлидж. Мне кажется достоверной первая, находимая у ал-Бухтури, знавшего своего героя, хазарина по национальности. Хамлых же может быть искаженной (немного) формой древнееврейского «ha-малех» («царь»). Так могли назвать свою резиденцию в IX в. хазарские цари, принявшие иудаизм.

С ростом города это название употреблялось все реже, и в X в., во всяком случае иностранцы, его не использовали. Они обычно называли хазарскую столицу Атиль118. Как ее именовали сами хазары — точно неизвестно119.

У Ибн Хаукаля, основная канва рассказа которого о хазарах повторяет текст ал-Истахри, есть ряд важных добавлений, почерпнутых географом во время его путешествия в Прикаспий в конце 60-х годов X в. И именно там, где Ибн Хаукаль рассказывает о разгроме Хазарии русами, упоминается Хазаран. Это, собственно говоря, персидское множественное число от «хазар». Ибн Хаукаль в первом случае пишет, что русы в 357 г. х. пошли на Хазаран, Самандар и Атиль120. Во втором случае говорится о том, что в этом году русы разрушили Булгар и Хазаран121. Наконец, в третьем отрывке говорится о возвращении хазарских беглецов в Атиль и Хазаран122 после ухода русов.

И только в одном месте при описании хазарской столицы Ибн Хаукаль, несколько изменяя текст ал-Истахри123, у которого западная часть ее называется Атиль, а восточная не названа, поясняет, что западная часть называется Хазаран, а восточная — Атиль. Перед этим Атилем именуется вся столица («касаба») хазар124. Любопытно, что дальше употреблен термин «ал-балад», означающий и «страна», и «город», но чаще имеющий первое значение.

Следовательно, только последнее известие Ибн Хаукаля позволяет считать, что одна из частей Атиля называлась Хазаран. Но какая? Здесь данные ал-Истахри и Ибн Хаукаля не совпадают. Думается, что точнее Ибн Хаукаль и Хазараном иногда называли именно западную часть Атиля, где жил царь и, очевидно, хазарская знать (на карте Хазарского моря у Ибн Хаукаля Хазаран расположен на западном берегу реки, см. 4-ю сторону переплета данной монографии).

К сожалению, археологи до сих пор Атиль не нашли. Л.Н. Гумилев, особенно много занимавшийся поисками хазарской столицы, полагал, что место Атиля он нашел, но остатки города не обнаружил, так как они, очевидно, смыты рекой125.

Население Атиля состояло из представителей разных этносов и вероисповеданий. Источники пишут о большом числе мусульман, называя даже их численность (более 10 тыс. человек126). По-видимому, мусульмане составляли большинство обитателей Атиля. Арабские источники и ставят их на первое место127. Правда, у царя Иосифа на первом месте фигурируют иудеи128, но это явное стремление показать значимость иудейской религии в Хазарии своему корреспонденту из Испании. Из материалов ал-Мас’уди видно, что иудеями были подлинные евреи, в основном эмигранты из Византии, а также царь, его окружение и хазары царского рода («джинс»)129. Об этническом составе мусульманского населения Атиля судить трудно, так как, кроме выходцев из окрестностей Хорезма130, другие этносы не называются. Но тот же ал-Мас’уди пишет, что в Атиле много мусульманских купцов и ремесленников, которые приехали в страну хазарского царя ввиду справедливости и безопасности, господствующих там131, а это свидетельство того, что мусульманское население хазарской столицы комплектовалось из числа выходцев из разных стран ислама. В Атиле была соборная мечеть с минаретом, «который возвышался над царским замком» (а ведь царь исповедовал иудаизм!), и другие мечети со школами132.

Из язычников источники упоминают в Атиле славян и русов, но есть основание полагать, что язычниками оставалась и часть собственно хазар, не говоря уже о поволжских народах — буртасах, булгарах133 и т. д.

Сложнее вопрос о христианах в хазарской столице. Но известия о христианизации хазар в VII и IX вв., распространенность христианства среди алан и части жителей Дагестана134 позволяют предположить, что христиане Атиля относились к этим этническим группам.

Атиль был взят и разрушен русами в 968/969 гг.135 и, по-видимому, восстановлен не был. В устье Волги в XI — начале XIII в. существовал город Саксин136, но был ли он расположен на месте Атиля — неизвестно.

5. Саркел-Шаркил (Белая Вежа) — хазарская крепость на Дону, вблизи Переволоки, ныне на дне Цимлянского моря. Название состоит из двух частей: «шар» — «белый» и «кел» («кил») — иранское «дом», «крепость»137. Известно древнерусское название крепости — Белая Вежа, где второе слово — вошедшее в славянские языки иранское «вежа», означавшее «поселение, укрепление, башня»138.

Район Саркела имел важное значение, так как здесь проходил торговый путь с Дона на Волгу. Поэтому еще до сооружения этой крепости на правом берегу Дона существовало укрепление, выполнявшее контрольные функции на данном пути139. Оно возникло в VIII в. и разрушено в IX в., именно его сменил Саркел. Последний был сооружен с помощью византийцев, которые по просьбе хазар послали инженера Петрону для строительства этой крепости140.

Чем была вызвана ее постройка? М.И. Артамонов справедливо поставил под сомнение утверждение о том, что постройка Саркела была связана с установлением хазарского контроля над Переволокой. Эти функции, очевидно, выполняла старая Правобережная крепость, представлявшая собой мощное укрепление, стены которого достигали 4 м в толщину141. Район этот входил в зону салтово-маяцкой культуры142. Во второй половине VII в. он был подчинен хазарам, которые, очевидно, и соорудили Правобережную крепость для контроля над торговым путем с Дона на Волгу. М.И. Артамонов заключил, что эту крепость разрушили сами хазары в период, как он писал, «гражданской войны» в их государстве143. Термин этот для той эпохи и конкретных исторических условий неприменим, хотя какие-то смуты в Хазарии в первой трети IX в. действительно имели место144.

В 30-х годах IX в. в область Леведию между Доном и Днепром перекочевали мадьяры. Но мадьяры являлись союзниками хазар, по крайней мере в борьбе с печенегами, наседавшими с востока, а это обстоятельство говорит против предположения о разрушении Правобережной крепости мадьярами. Они заняли Леведию как союзники хазар, и здесь возникает вопрос: для чего последним понадобилось поселить мадьяр к западу от Дона, да еще и построить новую крепость Саркел? Эти вопросы будут рассмотрены в последней главе, выводы которой в целом совпадают с заключением М.И. Артамонова: Саркел был построен против врагов с запада145, а таковыми для Хазарии в 30-е годы IX в. стали русы.

Саркел был, по сути дела, крепостью, а не городом, хотя там обитали ремесленники и купцы. С.А. Плетнева даже заключает, что Саркел превратился в «цветущий город»146. Раскопки обнаружили там кирпичную крепость длиной в 186 м и шириной в 126 м с мощными стенами в 3,75 м толщиной, башнями и двумя воротами147. Согласно Константину Багрянородному, крепость («кастрос») Саркел охранялась 300 хазарскими воинами, состав которых ежегодно обновлялся148. Раскопки показали, что в Саркеле были две группы населения: одна — из местных жителей, другая — какие-то кочевники, которые, очевидно, и соответствовали упомянутому у византийского императора гарнизону149.

В 965 г. князь Святослав выступил против хазар и «град их Белую Вежю взя»150. Можно полагать, что затем Белая Вежа какое-то время находилась под контролем Руси и через нее осуществлялись, по крайней мере до середины XI в., связи с Тмутараканью.

6. Самкерц (Самкуих) — Тмутаракань. Самкерц встречается в пространной редакции письма царя Иосифа151, тогда как в Кембриджском документе содержится форма Смкрии152 или Смкрйю153. Несомненно, этому соответствует «Самкуш ал-йахуд» («Самкуш еврейский») у Ибн ал-Факиха154.

Древнерусское название Тмутаракань происходит из греческой формы155. Большинство исследователей считают, что Самкерц (Самкуш) и Матарха (Тмутаракань) — один и тот же город на Таманском полуострове156. Предположение о тождестве Самкерца и Керчи (др.-рус. Корчев) опровергается упоминанием Крц157 в письме Иосифа наряду с Самкерцем. Но Крц есть только в пространной редакции этого документа. Возможно, что Самкерцем у хазар назывались населенные пункты по обе стороны Керченского пролива. Но все это гипотезы, и лучше согласиться с господствующей точкой зрения о тождестве Самкерца и Матархи.

Район Керченского пролива в IX в., несомненно, находился под контролем хазар, о чем свидетельствуют данные Ибн Хордадбеха и Ибн ал-Факиха158. Но вот для времени царя Иосифа это более чем сомнительно. Во всяком случае, Константин Багрянородный как-то обходит вопрос, кому принадлежала Таматарха. Последняя у него выглядит не только как город, но и как область, простирающаяся на 18—20 миль до р. Укрух159, в которой обычно видят Кубань160. Мне кажется, можно предположить, что эта область и ее центр в 40—50-х годах X в. были или независимы, или находились под контролем двух государств — Византии и Хазарии. Но считать Тмутаракань русской до походов Святослава161 никаких оснований нет. По археологическим данным, Таматарха VII—X вв. была населенным торговым городом162.

7. Прочие города. Источники упоминают и другие города Хазарии, но сведения о них весьма скудны и, как правило, единичны.

У Левонда упоминается город («калак») Таргу, которого достиг арабский полководец Маслама ибн Абд ал-малик163. Очевидно, это позднейший Тарки около Махачкалы. Здесь археологи нашли остатки поселения хазарского времени164 (некоторые ученые отождествляют Таргу с Самандаром165). Однако В.Г. Котович, а за ним З.М. Буниятов ищут Таргу южнее, в среднем течении р. Гамриозень166. З.М. Буниятов считает, что название Таргу упомянуто в искаженной форме Бар’уфа у ал-Куфи167. У этого же автора находим города (крепости?) Баб Вак168, Иаргу169, Вабандар, о котором уже писалось. Однако мы не всегда уверены, что речь идет о городе (а не об укреплении), и, как правило, не знаем, где эти населенные пункты искать.

Подведем некоторые общие итоги обзора городов Хазарии. Возникновение и развитие большинства из них, и прежде всего последней столицы — Атиля, связано с транзитной торговлей. Атиль возник в устье Волги, где оседлых поселений не было, но куда сходились торговые маршруты с верховьев Волги, Дона, Каспия, Средней Азии. Не случайно после гибели Атиля здесь появляется новый город Саксин, а позже, в XV—XVI вв., Астрахань. Такова же роль Таматархи, в известной мере Баланджара и Самандара, хотя последние, по-видимому, выросли и в связи с развитием местной экономики.

Другая причина возникновения городов Хазарии связана с их ролью как государственно-административных центров страны или отдельных ее частей. Поэтому крушение Хазарского государства привело к упадку или исчезновению таких городов. Этому способствовал и пестрый этнический и религиозный состав их населения, которое, как в Атиле, формировалось из различных пришлых общин и этнических элементов, слабо связанных с данной территорией.

Примечания

1. Котович В.Г. О местоположении раннесредневековых городов Варачана, Баланджара и Таргу // Древности Дагестана. С. 199. Странно, что с этим соглашается арабист З.М. Буниятов (Ал-Куфи. Указ. соч. С. 79), издавший русский перевод отрывка из сочинения ал-Куфи, у которого всюду Баланджар показан севернее Дербента.

2. Golden P. Op. cit. Vol. 1. P. 221—246; Ludwig D. Struktur und Gesellschaft des Chazaren-Reiches im Licht der Schriftlichen Quellen. Münster, 1982. S. 242—262.

3. Сукри А. Ашхарацуйц. Венеция, 1881. С. 27.

4. Ludwig D. Op. cit. S. 249.

5. Левонд. Указ. соч. С. 113—114.

6. Какое-то кавказское племя, жившее в пределах северных районов современной Азербайджанской ССР. См.: Минорский В.Ф. Указ. соч. С. 28.

7. Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 239.

8. Мовсес Каланкатваци. История... С. 124.

9. Нор баргирк hайказеан лезви. Венеция, 1837. Т. 2. С. 119. На арм. яз.

10. Мовсес Каланкатваци. История... С. 124, 132.

11. Там же. С. 130, 132.

12. Вопрос этот будет рассмотрен ниже.

13. У царя Иосифа упоминается большая река Варшан (Коковцов П.К. Указ. соч. С. 25, 32), но этот гидроним следует искать не в районе Приморского Дагестана.

14. Marquart J. Op. cit. S. 16—17.

15. Артамонов М.И. Указ. соч. С. 208, 312.

16. Там же. С. 229.

17. Плетнева С.А. Хазары. М., 1986. С. 26.

18. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962, Вып. 1. С. 178—179, 183.

19. Минорский В.Ф. Указ. соч. С. 128—129.

20. Котович В.Г. Указ. соч. С. 191, 317.

21. Ludwig D. Op. cit. S. 249.

22. Ал-Куфи. Указ. соч. С. 79—80.

23. 3ł6 Плетнева С.А. Указ. соч. С. 26.

24. С такими огласовками находим термин у Йакута. См.: Яакут ар-Руми. Муджан ал-булдан. Бейрут, 1955. Ч. 1. С. 489.

25. Артамонов М.И. Указ. соч. С. 184.

26. Плетнева С.А. Указ. соч. С. 26.

27. В сарматских наречиях «длинный» — «дарга». См.: Основы иранского языкознания: Древнеиранские языки. М., 1979. С. 287.

28. Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 895.

29. Ибн ал-Факих. Указ. соч. С. 287; Ал-Белазури. Указ. соч. С. 203; Ал-Йакуби. Указ. соч. Т. 2. С. 194.

30. Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 2889. У Ибн ал-Факиха (Указ. соч. С. 289) упоминается стена на пограничье («сагр») Баланджара. Но «сагр» в арабском значит и «ущелье».

31. Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 2. С. 1560.

32. Йакут ар-Руми. Указ. соч. Ч. I, С. 489.

33. См., напр.: Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 2667, 2889, 2890 и др.

34. Ал-Мас’уди. Китаб ан-танбих. С. 62.

35. Ибн Хордадбех (Указ. соч. С. 123) и Йакут (Указ. соч. Ч. 1. С. 489—490; Ч. 3. С. 253) различают эти города.

36. Речь идет о географах «классической школы» (ал-Истахри, Ибн Хаукаль, ал-Мукаддаси).

37. Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 123.

38. Ибн ал-Факих. Указ. соч. С. 286—289.

39. Ибн ал-Факих (Там же. С. 289) пишет о Баланджаре: «Что же касается Баланджара, а он у входа в землю хазар, то построил его Баланджар, сын Иафета».

40. Возможно, что такой вассал хакана существовал еще в 20-х годах VIII в.

41. Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 9.

42. Ал-Истахри. Указ. соч. С. 187; Йакут ар-Руми. Указ. соч. Ч. 1. С. 379—381.

43. Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 2890.

44. Ал-Куфи. Указ. соч. С. 19.

45. Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 2. С. 1453.

46. Ибн ал-Асир. Указ. соч. Т. 4. С. 187.

47. Ал-Йакуби. Указ. соч. Т. 2. С. 360.

48. Ал-Куфи. Указ. соч. С. 41, 48.

49. Йакут ар-Руми. Указ. соч. Ч. 1. С. 490. Баланджара нет в письме царя Иосифа.

50. Даю огласовки по Йакуту ар-Руми (Указ. соч. Бейрут, 1957. Ч. 3. С. 253).

51. Плетнева С.А. Указ. соч. С. 28.

52. Mac Kenzie D.N. A concise Pahlavi Dictionary. Oxford, 1971. P. 24; Абрамян Р. Пехлевийско-персидско-армяно-русско-английский словарь. Ереван, 1965. С. 112.

53. Курдско-русский словарь. М., 1960. С. 659. Прибегать к материалам осетинского языка можно не всегда, так как хотя он и является потомком определенных аланских наречий, но, во-первых, существовали и другие аланские наречия, с которыми осетинский не связан, а во-вторых, осетинский под влиянием кавказских языков утратил значительную часть иранской лексики. В.Ф. Минорский склонялся к тому, что название Самандар может быть связано с «гуннским» племенем забендер, упоминаемым для VI в. Феофилактом Симокаттой. См.: Минорский В.Ф. Указ. соч. С. 143.

54. К этому можно добавить популярность названия «Белый город» у тюркских народов. См.: Будагов Л.З. Указ. соч Т. 1. С. 66.

55. Древнетюркским словарь. Л., 1969. С. 423.

56. З.В. Тоган, Т. Левицкий, М.И. Артамонов, Д. Людвиг и др.

57. Сукри А. Указ. соч. С. 27.

58. Артамонов М.И. Указ. соч. С. 183.

59. Патканов К. Армянская география VII в. СПб., 1877.

60. Ал-Белазури. Указ. соч. С. 197.

61. Там же.

62. Ал-Куфи. Указ. соч. С. 20—21.

63. Там же. С. 41—42.

64. Арабский текст цитирую по: Validi Togan A.Z. Ibn Fadlan’s Reisebericht. Leipzig, 1939. S. 296.

65. Именно на основе сведений ал-Куфи А.З. Валиди сделал вывод о тождестве ал-Байды и Атиля. Никаких иных доводов не было и нет. Не привел их и Д. Людвиг, подробно остановившийся на данном вопросе (Ludwig D. Op. cit. S. 251—259). Он, как и другие исследователи, его предшественники (Golden P. Op. cit. Vol. 1. P. 225), считает, что ал-Байда-Атиль имел и третье (тюркское) название — Сарыкшин (Ludvig D. Op. cit. S. 253), упомянутое у Ибн Русте, Гардизи. Сарыкшин же (в первой части тюркское слово, во второй — иранское) может быть переведено как «Белое поселение».

66. Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 124.

67. Там же. С. 123, 124 (первый раз — о постройке Самандара Хосровом I, второй — в списке политических объединений Кавказа).

68. Что такое «между нами» — определить трудно. Это или Хамадан, откуда географ происходил, или Багдад.

69. Очевидно, легендарная стена Йаджуджа и Маджуджа.

70. Ибн ал-Факих. Указ. соч. С. 290.

71. Там же. С. 298 (это пересказ соответствующего места из Ибн Хордадбеха).

72. Ибн Русте. Указ. соч. С. 139.

73. Бартольд В.В. Указ. соч. Т. 8. С. 36 (перс. яз.). См. также вариант Марвази: Sharaf al-Zaman Marwazi... P. 33.

74. Так считают ряд исследователей. См.: Golden P. Ор. cit. Vol. 1. P. 225; Ludwig D. Op. cit. S. 251.

75. Гардизи прямо пишет, что его источниками были труды Ибн Хордадбеха и ал-Джайхани. См.: Бартольд В.В. Указ. соч. Т. 8. С. 62.

76. Цит. по: Минорский В.Ф. Указ. соч. С. 192. Ал-Мас’уди относит перенесение столицы в Атиль к 40—50-м годам VII в., что явная ошибка.

77. Ал-Истахри. Указ. соч. С. 222—223; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 393—394.

78. Это показывает, что прибрежная полоса Дагестана интенсивно использовалась под виноградники уже в то время. Позже, с новым наплывом кочевников в XI—XIII вв., они были уничтожены.

79. Ал-Истахри. Указ. соч. С. 223; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 394.

80. С этим можно сопоставить известие Левонда (Указ. соч. С. 113—114) о взятии Мерваном не названного хазарского города, расположенного на берегу моря. Это был, несомненно, Самандар.

81. Ал-Мукаддаси. Указ. соч. С. 361.

82. В «Худуд ал-алам» перечислены несколько хазарских городов, причем есть повторения: Атиль, Самандар (о нем сказано, что он на берегу моря), Байда (в тексте Б. са), Баланджар, Хмдж, Саур (?), Хтлг и др. (Худуд ал-алам. Л. 386). Неизвестный автор этого сочинения здесь собрал воедино все, что смог найти в других трудах о городах Хазарии.

83. Али-эфенди. Куннат ал-акбар // Ленинградская гос. публичная библиотека. Рукопись. Турецкий, новая серия. Л. 75а, 1576; Ал-масалик ва-л-мамалик // ИВАН ЛО. Рукопись В-797. Л. 96а; Ал-масалик ва-л-мамалик // Там же. Рукопись. А-672. Л. 80а.

84. И акут ар-Руми. Указ. соч. Ч. 1. С. 530.

85. Там же. Ч. 3. С. 253.

86. Политический деятель Халифата IX в., по происхождению хазарин.

87. Marquart J. Op. cit. S. 18.

88. И акут ар-Руми. Указ. соч. Бейрут, 1955. Ч. 2. С. 389.

89. Там же. Ч. 3. С. 253.

90. В.Ф. Минорский, В.Г. Котович, С.А. Плетнева. См. также: Ludwig D. Op. cit. S. 248.

91. 8 М.И. Артамонов, М.Г. Магомедов.

92. Г.С. Федоров.

93. Ф. Вестберг, З.В. Тоган.

94. Коковцов П.К. Указ. соч. С. 31 (др.-евр. текст).

95. Там же. С. 101.

96. Левонд. Указ. соч. С. 41.

97. Ибн Хаукаль. Указ. соч Т. 1. С. 15.

98. Там же. Т. 2. С. 385; Йакут ар-Руми. Указ. соч. Ч. 1. С. 87. Этой форме соответствует название Волги в армянских (Сукри А. Указ. соч. С. 26) источниках. В еврейско-хазарских источниках (Коковцов П.К. Указ. соч. С. 31, 36 (др.-евр. текст)) название реки пишется с первой буквой «алеф», и Коковцов (Там же. С. 121—122) читает его как Итиль. Но поскольку огласовка в начале слова отсутствует, его вполне закономерно прочесть и как Атиль. Н. Голб (Op. cit. P. 118—119) транскрибирует это название как ’tyl, но, судя по указателю (Р. 159), принимает оба варианта (Атиль и Итиль). П. Голден (Op. cit. Vol. 1. P. 64, 224—229 и др.) пишет Атиль и Итиль. Д. Людвиг (Op. cit. S. 251, 254 и др.) принимает форму Атиль.

99. Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 172—173.

100. Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XII—XIII вв. о татарах в Восточной Европе // Ист. арх. М.; Л., 1940. Т. 3.

101. Зарубежная тюркология. М., 1986. С. 97—98.

102. О трех частях пишут ал-Мас’уди (Минорский В.Ф. Указ. соч. С. 192—194) и царь Иосиф (Коковцов П.К. Указ. соч. С. 84—85, 102—103). Последний пишет о трех городах («мдина»). У ал-Истахри и Ибн Хаукаля речь идет о двух частях хазарской столицы (Ал-Истахри. Указ. соч. С. 220; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 389).

103. У Ибн Хордадбеха и др.

104. Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 124.

105. Джурджанское (Гурганское) море — одно из древнейших наименований Каспийского моря, известное уже в античности.

106. Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 124.

107. Там же.

108. Там же. С. 154.

109. Новосельцев А.П. и др. Указ. соч. С. 384.

110. Там же. С. 385.

111. Ибн Русте. Указ. соч. С. 139.

112. Бартольд В.В. Указ. соч. Т. 8. С. 36.

113. Sharaf al-Zaman Marvazi... P. 21.

114. Худуд ад-алам. Л. 386.

115. Йакут ар-Руми. Указ. соч. Ч. 2. С. 389.

116. Ludwig D. Op. cit. S. 251.

117. Бартольд В.В. Указ. соч. Т. 8. С. 113.

118. Ал-Истахри. Указ. соч. С. 210; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 389; Ал-Мукаддаси. Указ. соч. С. 355; Минорский В.Ф. Указ. соч. С. 192.

119. В Кембриджском документе (Коковцов П.К. Указ. соч. С. 36, 120; Golb N., Pritsak O. Op. cit. P. 118—119) столица («ир hа-мамлахаh) названа Казар. Н. Голб (Op. cit. P. 127, 145—148) сравнивал это с персидским «хазаран», что вероятно.

120. Ибн Хаукаль. Указ. соч. т. 1. С. 15. Хазаран здесь, возможно, собирательное для хазар — Хазария.

121. Там же. Т. 2. С. 392.

122. Там же. С. 397.

123. Ал-Истахри. Указ. соч. С. 220.

124. Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 389.

125. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. М., 1966. С. 27.

126. Ал-Истахри. Указ. соч. С. 220.

127. Минорский В.Ф. Указ. соч. С. 193—195.

128. Коковцов П.К. Указ. соч. С. 84—85, 102.

129. Минорский В.Ф. Указ. соч. С. 193.

130. Там же. С. 193—194.

131. Там же. С. 195.

132. Там же.

133. В 921/922 гг. царь и знать Волжской Булгарии приняли ислам, но основная масса населения еще долго придерживалась старых языческих культов.

134. Прежде всего подданные «сахиб ас-сарир», среди которых были христиане (Минорский В.Ф. Указ. соч. С. 219); христианство проникало в Дагестан из Грузии и Кавказской Албании.

135. Ибн Хаукаль. Указ. соч Т. 1. С. 15; Т. 2. С. 392.

136. О нем см.: Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати... С. 27—30, 65—66. Упоминается Саксин и у других арабских авторов. См. напр.: Закария ал-Казвини. Асар ал-биляд. Геттинген, 1848. С. 402—403. На араб. яз.

137. Golden P. Op. cit. Vol. 1. P. 241. См. также: Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 182—183. По-хазарски название звучало как Шаркил (Коковцов П.К. Указ. соч. 31). В греческом языке, где звука «ш» нет, он был транскрибирован через «с». Ср. чувашское «шуркил» — «белое здание» (Зарубежная тюркология. С. 18).

138. Новосельцев А.П. Термин «вежа» в древнерусских источниках // Древнейшие государства на территории СССР, 198. М., 1989.

139. Артамонов М.И. Указ. соч. С. 318; Плетнева С.А. Указ. соч. С. 44.

140. Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 182—185.

141. Плетнева С.А. Указ. соч. С. 44.

142. Артамонова М.И. Указ. соч. С. 313—316. Ныне доказано, что салтово-маяцкая культура была этнически очень пестрой. В ее создании участвовали аланы, булгары, угры, хазары и др. См.: Плетнева С.А. Указ. соч. С. 46.

143. Артамонов М.И. Указ. соч. С. 323—330.

144. Там же. С. 324—335.

145. Там же. С. 300.

146. Плетнева С.А. Указ. соч. С. 54.

147. Артамонов М.И. Указ. соч. С. 300—301.

148. Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 182—183.

149. Артамонов М.И. Указ. соч. С. 307—309; Плетнева С.А. Указ. соч. С. 53. Плетнева считает их гузами или хазарами.

150. С этой летописной статьей надо разобраться. В старых изданиях Лаврентьевской летописи (Лаврентьевская летопись. СПб., 1846. С. 27), в Ипатьевской летописи (ПСРЛ. Т. 2. С. 53) и Новгородской первой летописи (Новгородская первая летопись старшего и младшего извода. М.; Л., 1950. С. 117) градом названа Бела Вежа. Однако в некоторых изданиях ПВЛ (ПСРЛ. Т. 1. С. 65; Памятники литературы Древней Руси, XI — начало XII вв. М., 1978. С. 78) статья передана иначе: «град их и Белу Вежю взя»; в «Памятниках литературы Древней Руси» (С. 79) дается современный перевод: «и столицу их и Белую Вежу взял». Слово «град» в древнерусском языке означало первоначально всякое укрепленное (огороженное) поселение, а затем город вообще. Так что переводить в данном случае «град» как «столица» неточно. Неверно это и исторически, ибо хазарская столица Атиль была взята русами три-четыре года спустя.

151. Коковцов П.К. Указ. соч. С. 31, 102.

152. Там же. С. 35, 118.

153. Там же. С. 36, 120.

154. Новосельцев А.П. и др. Указ. соч. С. 385.

155. Васильевский В.Г. Указ. соч. Т. 2. С. 379—380.

156. Коковцов П.К. Указ. соч. С. 106—108.

157. Там же. С. 31 (др.-евр. текст), 107.

158. Новосельцев А.П. и др. Указ. соч. С. 384—385.

159. Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 186—187.

160. Ibid. Vol. 2. P. 156.

161. Эта мысль фигурирует в трудах авторов, искавших в IX—X вв. так называемую Черноморскую Русь. См. также: Очерки истории СССР, III—IX вв. М., 1958. С. 874—875 (текст Б.А. Рыбакова). М.С. Грушевский усматривал в середине X в. «украинскую Тмутараканскую волость» (Грушевский М. Усторія України — Руси. Киів, 1913. Т. 1. С. 195).

162. Плетнева С.А. Указ. соч. С. 55.

163. Левонд. Указ. соч. С. 41.

164. Плетнева С.А. Указ. соч. С. 27.

165. Marquart J. Op. cit. S. 2—3; Артамонов М.И. Указ. соч. С. 203. 206; и др.

166. Котович В.Г. Указ. соч. С. 64; Ал-Куфи. Указ. соч. С. 79.

167. Ал-Куфи. Указ. соч. С. 18, 19, 79.

168. Там же. С. 42, 81.

169. Там же. С. 10.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница